sobota, 18 stycznia 2020

ЎЎЎ Дайна Ілустах. Якуцкі золаташукальнік Вальдэмар Берцін. Койданава. "Кальвіна". 2020.


    Вальдэмар Пятровіч Берцін (Бертин) – нар. 23 студзеня 1888 г. на сялібе Ілустах (Иллухстах) Курляндзкай губэрні Расійскай імпэрыі, ў сям’і Пятра Пятровіча і Лізаветы Мацьвееўны Берціных.
    Ягоны бацька, вартаўнік на чыгунцы, ў 1896 г. пераехаў з сям’ёй у Сыбір. У Сыбіры Вальдэмар вучыўся ў царкоўнапрыходзкай школе, з 15 гадоў працаваў сьлюсарам у чыгуначным дэпо на Томскай чыгунцы, а ў 1908 г. падаўся ў старацелі на Бадайбінскія залатыя капальні. Увесну 1915 г. ён, вызваліўшыся з бадайбінскай турмы, куды трапіў за ўхіленьне ад вайсковага пакликаньня і правёў 7 месяцаў, перабіраецца на Ахоцкія залатыя капальні, на капальню Фогельмана.
    У 1916 г. Берцін у Ахоцку быў мабілізаваны на ваенную службу і быў прызначаны сьлюсарам у 3-ю чыгуначную зэнітную батарэю 1-ай запасной артылерыйскай брыгады 5 арміі Паўночнага фронту, якая кватаравала ў павятовым месьце Дзьвінск Віцебскай губэрні ды была пад уплывам бальшавікоў.


    “В 1916 году Вольдемара Бертина забирают на военную службу. На этот раз ему не удалось ее избежать. Новобранцев провезли через всю Россию в вонючих эшелонах, выдали им шинели и винтовки и послали на передовую. Бертин был назначен слесарем третьей железнодорожной зенитной батареи в городе Двинске.
    Солдаты устали от бессмысленной войны, среди них росло возмущение. Люди разных - национальностей были загнаны в окопы: русские, украинцы, латыши, татары, белорусы, - но всех их объединяла ненависть к угнетателям, ненависть к царизму. В полку из рук в руки солдаты передавали листовки, в которых говорилось:
    «За дело, товарищи-солдаты! Да здравствует единение армии с народом! Долой войну! Долой самодержавие! Всю землю крестьянам! Восьмичасовой рабочий день рабочим! Да здравствует демократическая республика! Да здравствует революция!»
    Большевики решили отметить день «кровавого воскресенья» так, чтобы жандармы поняли, что жив в солдатах революционный дух. И вот ночью, в канун 9 января 1917 года в расположении воинских частей, на опушке леса, на высоком дереве был поднят красный флаг с надписью: «9 января. Слава павшим, мщение убийцам!». Ярким мятежным огоньком выделялся он на фоне заснеженного леса. Как ни бесились жандармы, как ни усердствовала контрразведка, они не смогли найти организаторов этого дела.
    В Петрограде свершилась Февральская революция. Командование всячески старалось скрыть от рабочих падение самодержавия, но радостные вести просочились на фронт. Среди солдат началось ликование, все жили предвкушением возвращения домой. Но временное правительство стремилось довести войну «до победного конца», был отдан приказ готовиться к наступлению. В 5-ой армии Северного фронта начались волнения. На митинге в городе Двинске солдаты требовали мира. А когда командование стало угрожать им расправой, они арестовали офицеров и выбрали солдатские комитеты. Восемь делегатов участники митинга избрали для поездки в Петроград на встречу с Лениным.
    3 апреля 1917 года В. И. Ленин вернулся из эмиграции. С большой радостью встретили трудящиеся Петрограда своего вождя. Делегаты «двинцев» были на Финляндском вокзале в числе встречавших Ильича. Вернувшись в свои части, они рассказывали солдатам о Ленине, о его Апрельских тезисах, в которых ставилась задача перехода от революции буржуазно-демократической к революции социалистической, о передаче всей власти Советам.
    С большим вниманием слушал Вольдемар Петрович рассказы делегатов. А потом среди артиллеристов вел долгие беседы о жизни рабочих, рассказывал о Ленском расстреле, о необходимости пролетарской революции.
    Временное правительство, пытаясь организовать на фронте наступление, решило подавить революционное настроение солдат. Во всех частях Двинского участка начались аресты солдатских депутатов и активистов. В мае был арестован и Вольдемар Бертин, как ему записали в обвинительном заключении «за агитацию против войны».
    К июлю 1917 года тюрьмы города Двинска были переполнены, сюда было брошено около 900 арестованных солдат. Они протестовали, требовали немедленного освобождения, избрали тюремный комитет. Несмотря на запреты, заключенные дружно пели революционные песни «Смело, товарищи, в ногу», «Интернационал», «Вихри враждебные». Тюремное начальство Двинска, не зная, как утихомирить арестованных, решило избавиться от них. Под усиленным конвоем «батальонов смерти» и под угрозой пулеметов арестованных солдат посадили в вагоны и отправили в Витебск.
    На вокзале в Витебске «двинцы» добились, чтобы им разрешили выйти из переполненных душных вагонов. Тут же на перроне стихийно возник митинг. По требованию солдат перетрусившее вокзальное начальство выделило эшелон и отправило арестованных в Москву. В пути было решено: по приезде в Москву требовать встречи с революционными московскими рабочими.
    Эшелон в Москву прибыл ночью. На вокзале арестованных встретила вооруженная рота. «Двинцев» окружили усиленным конвоем. По их требованию пришел человек, сказал, что он из тюремной комиссии совета, показал мандат и стал уговаривать временно, до разбора дела, сесть в тюрьму. Солдаты пошумели, но потом все же поверили, что завтра их выпустят. Было решено, чтобы избежать кровопролития, временно, до утра, сесть в тюрьму. Девятьсот человек с песней «Смело, товарищи, в ногу» прошли по Москве и вошли ворота Бутырской тюрьмы.
    Но ни на другой, ни на третий день своего обещания представители Временного правительства не сдержали, «двинцев» не выпустили. На девятый день заключения в Бутырской тюрьме из камеры в камеру дробным перестуком было передано решение тюремного комитета:
    «Всем! Всем! Объявляем голодовку до полного освобождения!».
    Ни один человек из девятисот в течение нескольких: дней не притронулся к еде. Тюремщики всячески стремились подавить волю арестованных, даже носили по камерам котелки с ароматными мясными щами. Но солдаты швыряли эти котелки в лица надзирателей.
    О голодовке революционно-настроенных солдат, незаконно посаженных в тюрьму, стало известно большевикам. В Бутырку передали номер газеты «Социал-демократ», орган Московского комитета большевиков. В газете было написано:
    «Жертва Керенского. Солдаты-«двинцы» объявили голодовку, выставив лозунг «Свобода или смерть».
    Вместе с фронтовыми товарищами переносил все лишения, голодовку и боролся за освобождение из тюрьмы Вольдемар Бертин. Об этом в частности свидетельствует архивная справка:
    «В документальных материалах Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, в деле за 1917 год, в списке солдат-«двинцев», арестованных командованием 5-ой армии за отказ от наступления на фронте и переведенных в Москву, в Бутырскую тюрьму из мест заключения города Двинска, значится Бертин Вольдемар - солдат 1-ой запасной артиллерийской бригады».
    На заводах Москвы организуются митинги с требованием освободить «двинцев» из тюрьмы. Шесть дней продолжалась голодовка солдат, и с помощью московских рабочих они победили.
    17 сентября 1917 года была выпущена из тюрьмы первая группа арестованных, а к 20 сентября освободили всех солдат. А так как многие ослабли от голодовки, их положили в Савеловский и Озерковский госпитали. Вольдемар был помещен в Озерковский госпиталь.
    «Двинцы» сразу начали активно участвовать в жизни предоктябрьской революционной Москвы, они вступают в ряды Красной гвардии. Бертин тоже становится красногвардейцем. «Двинцев» разбили на 97 агитационных групп. Они выступали в частях, гарнизонах, на заводах Москвы и призывали браться за оружие, чтобы завоевать власть. Их всюду принимали восторженно, как героев. Пригодился и военный опыт солдат. Они обучали рабочих Москвы военному делу, готовили их к вооруженной борьбе.
    Беседуя с рабочими, обучая их владеть оружием, Бертин понимал всю важность этой новой для него революционной работы. Восторженно встретил он победу Октябрьской революции.
    Утром 26 октября в казармах, где находились «двинцы» было шумно и весело. Пришла радостная весть о победе революции в Петрограде. С большим волнением слушал Бертин обращение Военно-революционного комитета «К гражданам России!», написанное Лениным, «Временное правительство низложено, - говорилось в нем, - Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов - Военно-революционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона.
    Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства, это дело обеспечено.
    Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!»
    На митинге солдатам рассказали, что ночью был штурмом взят Зимний дворец, и Временное правительство низложено. Второй Всероссийский съезд советов, который открылся вечером 25 октября провозгласил переход всей власти на местах к Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
    На другой день, 27 октября, «двинцы» снова собрались на митинг. Все жаждали новых вестей из Петрограда. Бурными аплодисментами встретили они Декрет о мире и Декрет о земле. Бойцы жаждали активных действий. И в этот же день они включились в революционную борьбу за установление власти Советов в Москве.
    Обстановка в Москве была сложной и трудной. Рабочие окраины, почтамт, телеграф и междугородная телефонная станция были в руках красногвардейцев, а в центре многие важные объекты были заняты белогвардейцами. 27 октября контрреволюция начала наступление. Первое крупное вооруженное столкновение произошло вечером 27 октября.
    Четыре роты «двинцев» по приказу Военно-революционного комитета двинулись из Замоскворечья на помощь Моссовету. Возглавлял отряд из двухсот человек командир-большевик Е. Н. Сапунов. На Москворецком мосту и у входа на Красную площадь им повстречались патрули юнкеров. Однако, до центра площади отряду удалось дойти без столкновения. Уже темнело, шел мелкий холодный дождь. Бертин находился в первых рядах красногвардейцев. Он увидел впереди на Красной площади большую группу белогвардейцев, которые преградили путь отряду и потребовали, чтобы «двинцы» сдались и сложили оружие. Сапунов попросил пропустить отряд. Юнкера в ответ открыли -огонь. Красногвардейцы начали отстреливаться, завязался бой, в котором погибло до семидесяти «двинцев» и их командир Е. Н. Сапунов. Но и юнкерам был нанесен большой урон. Бертин в этом бою уложил несколько белогвардейцев. «Двинцы» выполнили приказ, прорвались к Тверской улице, к зданию Моссовета.
    Утром 28 октября контрреволюционеры обманным путем захватили Кремль, им удалось занять весь центр города, кроме Тверской улицы, где Московский Совет охраняли «двинцы».
    Военно-революционный комитет принимает срочные меры для борьбы с контрреволюцией. На заводах и фабриках создаются отряды красногвардейцев. «Серьезную силу в рядах революционных войск составляли «двинцы». Они участвовали в боях на самых важных участках. 29 октября красногвардейцы после артиллерийского обстрела штурмом взяли здание градоначальства, отбили захваченные накануне юнкерами почтамт и телеграф. Жаркие схватки развернулись на площадях и улицах Москвы.
    На помощь революционным силам в Москву прибыли, красногвардейские отряды из Петрограда и многих других городов страны. 2 ноября революционные отряды вышли на Красную площадь, и на рассвете 3 ноября был взят Кремль. В Москве утвердилась власть Советов.
    В эти жаркие дни Вольдемар Петрович Бертин вступает в ряды большевистской партии. «Двинцы» были направлены в другие города страны для оказания помощи в установлении Советской власти. Бертин попросился в Сибирь.
    - Поезжайте, - сказали ему в Моссовете. - Вы хорошо зарекомендовали себя здесь. В Сибири тоже нужны крепкие, революционные бойцы.
    Вольдемар Бертин поплотнее запахнул свою солдатскую шинель, взял тощий вещмешок и с трудом втиснулся в переполненный эшелон, уходящий на восток”.

     /Л. Ельмакова.  Бертин (документальный очерк). Якутск. 1973. С. 10-16./

    /В боях за власть советов. Из истории команды «Двинцев» - участников Октябрьских боев 1917 г. в Москве. Сборник воспоминаний и документов. Москва. 1937. 108 с.; Двинцы. Сборник воспоминаний участников октябрьских боев 1917 г. в Москве и документы. Москва. 1957. 180 с./
    Актыўны ўдзельнік Кастрычніцкага перавароту 1917 г. у Маскве (штурму Крамлю) Вальдэмар Берцін у сьнежні 1917 г. выехаў дахаты ў Сыбір. У дарозе ён пазнаёміўся з Тацьцянай Лук’янаўнай, якая стала яго жонкай. (Неўзабаве яна нарадзіла сына Анатоля, праз два гады дачку Ніну і потым сына Віктара.) Перазімаваўшы ў Благавешчанску на Амуры, Берціны адправіліся ў Ахоцк на капальню Фогельмана.
    У 1919 г. Вальдэмар Берцін у Ахоцку ўвайшоў у склад Ахоцкага Савету працоўных дэпутатаў. У тым жа 1919 г. “белыя” захапілі Ахоцк і Берціна разам з іншымі арыштаванымі адпраўляюць на параплаве ў Хабараўск. Калі ў Хабараўск увайшлі “чырвоныя” Берцін сышоў з партызанамі на Амур, а адтуль з эвенкамі на капальні па р. Цімптону, дзе грунтаваўся забарм 5-й Сыбірскай арміі і армейскія забесьпячэнцы здабывалі золата на капальнях, якія раней належалі Верхне-Амурскай золатапрамысловай кампаніі для армейскіх патрэб, бо грашовы зварот на Далёкім Усходзе было паралізавана. Даведаўшыся што на Алдане ёсьць золата Берцін з эвенкамі адправіўся на Алдан.
    У красавіку 1921 г. Вальдэмар прыбыў у Якуцк, дзе ўжо знаходзілася яго сям’я і зьявіўся ў ваенкамат. Яго прызначаюць загадваць артылерыйскімі складамі і зброевай майстэрняй штабу войскаў Якутыі,таксама ён дэпутат Якуцкай гарадзкой рады. У 1922 г. чалец Прэзыдыюму Якуцкага губбюро РКП(б). Удзельнік баёў з белапаўстанцамі ў Тулагіна і Кільдзямцаў ля Якуцку.
    У сьнежні 1922 г. зьбіраецца І-шы Ўсеякуцкі зьезд, які абвясьціў утварэньне ЯАССР. Маладой рэспубліцы востра былі патрэбныя грошы. Берцін у газэце “Автономная Якутия” 18 студзеня 1923 г. пісаў пра неабходнасьць арганізаваць пошукавыя працы золата на рэках Тамот ды Ворта-Сала.
    Атрымаўшы крэдыт ад Наркампрамгандлю ў памеры 10.000 рублёў, 2 красавіка 1923 г. атрад 1-й працоўнай арцелі па здабычы золату ў колькасьці 19 чалавек рушыў з Якуцка ў вярхоўі ракі Алдан, абавязваючыся заявіць усе адкрытыя залатаносныя вучасткі на імя Наркампрамгандлю.
    30 красавіка 1923 г. арцельшчыкі спыніліся на беразе прытоку р. Алдан Ворта-Сала і прыступілі да пошукавых працаў. Калі растаў сьнег, арцельшчыкі сталі знаходзіць старацельскія шурфы мінулых гадоў і рэшткі “амэрыканак” - найпростых старацельскіх прамывачных прыладаў. На месцы стаянкі знайшлося нядрэннае золата, але далёка не такое на якое разьлічваў Берцін.
    Тыдні праз два ўгару па рацэ прайшла група эвенкаў на чале з золаташукальнікам якутам Міхаілам Тарабукіным (Тарабыкіным). Даведаўшыся, што яны непадалёку пачалі мыць золата, Берцін адправіўся да іх. 20 чэрвеня 1923 г. ён выявіў іх стаянку на правым прытоку Ворта-Салы. Разам з Тарабукіным там знаходзілася каля двух дзесяткаў сваякоў і аднавяскоўцаў з найблізкага эвенкійскага стойбішча на р. Амга (жонка Тарабукіна было эвенкійкай). Тарабукін не хаваў, што тут мыецца добрае золата. Задаволены Берцін тут жа абвясьціў тубыльцам, што ягоная арцель пасланая ўрадам ЯАССР і яна будзе тут працаваць. Тарабукіну не заставалася выбару і ён “уліўся” ў склад арцелі Берціна. 23 чэрвеня 1923 г. арцельшчыкі Берціна перабраліся да Тарабукіна. Залатаносны раўчук і капальня атрымалі назву Непрыкметны. За кароткі час арцельшчыкі здабылі некалькі дзесяткаў фунтаў золата. Узрадаваны Берцін вярнуўся ў Якуцк, з лішкам пакрыўшы ўзяты крэдыт. Вальдэмара прызначылі ўпаўнаважаным Наркампрамгандлю на Непрыкметнай і ён адправіўся ў зваротны шлях.

    У красавіку 1924 г. СНК ЯАССР прыняў рашэньне пра стварэньне дзяржаўнага золатапрамысловага  “Якзолтреста”, дырэктарам якога прызначылі П. Харытонава, а Берціна ягоным намесьнікам. Кіраваньне “Якутзолото” ў пратаколе № 1 ад 25 жніўня 1924 г. пастанавіла лічыць тав. Тарабукіна фактычным першаадкрывальнікам крыніцы Непрыкметнай, што дало магчымым стварэньня трывалай базы для разьвіцьця прадпрыемства “Якутзолото”.
    24 чэрвеня 1924 г быў утвораны саюзны трэст “Алданзолото”. На Непрыкметную хлынуў вал людзей і на 1 верасьня 1924 г. там налічвалася 8995 чалавек. Адкрываюцца новыя капальні: “Арачон”, “Пралетарская”, “Залатая”, “Джэканда”, “Турук”.

    Прыехаў да брата на залатыя капальні і брат Вольдемара – Эрнест пятровіч Берцін.
    У 1925-1926 гг. Берцін - кіраўнік трэста “Алданзолото”. У 1927-1928 гг. - кантралёр-інспэктар выведкавых працаў. У 1928-1929 гг. Вальдэмар кіраўнік экспэдыцыі трэста “Союззолото” на Чукотку па пошуку золата. У 1930-1932 гг. ён начальнік Тыркандынскага упраўленьня на Алдане. У 1932-1933 гг. ён упаўнаважаны Іркуцкай канторы “Якутзолото”, у 1933-1938 гг. ён начальнік Якуцкай канторы “Золоторазведка” і пражываў у Алданскім раёне ЯАССР.
    7 красавіка 1939 г. Вальдэмар Берцін Алданскім раённым аддзелам НКУС ЯАССР быў арыштаваны па артыкулах 58-2, 58-7, 58-11 УК РСФСР. Пастановай НКУС ЯАССР ад 14 ліпеня 1939 справа (№ 1368-р.) было спынена за адсутнасьцю складу злачынства. Па іншых зьвестках - “В 1938 г. Вольдемар Бертин был арестован органами НКВД, но был освобожден по амнистии в 1953 г.”


                                                                           [C. 29.]

    У 1940 г. Берціна пасылаюць на поўнач Якутыі ў Дальбуд, на асваеньне Яны, дзе ён кіруе капальнямі Астах ды Бургаўлі, быў намесьнікам начальніка фабрыкі № 418. Адсюль на фронт сыходзяць ягоныя сыны – Анатоль загінуў, а Віктар прапаў без зьвестак.
    У 1945 г. Берціна пераводзяць у Забайкальле дзе ён узначальвае забайкальскую кантору “Золоторазведки”.
    Ад 1949 г. Вальдэмар начальнік Дэрвенскай экспэдыцыі Таджыкскай ССР.
    Ад 1951 г. начальнік Бурэінскага прииска на Амуры.
   У 1953 г., пасьля выхаду на пэнсію, Вальдэмар з сям’ёй пераяжджае ў Маскву.
    12 кастрычніка 1964 г. Вальдэмар Пятровіч Берцін памёр у Маскве і пахаваны на Бабушкінскіх могілках.
    Быў узнагароджаны значкай “Стаханавец залатой прамысловасьці” (1935), ганаровымі граматамі ЯЦВК, Вярхоўнага Савету ЯАССР, было нададзенае званьне першаадкрывальніка і пэрсанальная пэнсія. Ва ўлусным месьце Алдан РС(Я) імем Берціна названая вуліца і пастаўлены помнік.


                                              Помнік Тарабукіну і Берціну ў Алдане
                         У рагах “раганосцаў” (народная назва помніку) “залаты” самародак


    Ягоная жонка Тацьцяна Лук’янаўна Берціна (1871-1981), ад 18 чэрвеня 1974 г. “Ганаровы грамадзянін Алдана”, пахавана ў Маскве побач з мужам – Вальдэмарам Пятровічам Берціным.

    Міхаіл Пракопавіч Тарабукін (1882-1961) пахаваны ў Алдане.



    Літаратура:
*    Ельмакова Л.  Бертин. (Документальный очерк) Якутск. 1973. 52 с.
    Бертин В.П.  «Все, что осталось в памяти...». // Республика Саха. Якутск. 18 июня 1994.
*    Бертин Вальдемар Петрович. // Книга Памяти. Книга – мемориал о реабилитированных жертвах политических репрессий 1920-1950-х годов. Том первый. Якутск. 2002. С 29.
    Павлюченко Л.  По таежным тропам - к золоту. // Алданский рабочий. Алдан. 17 января 2003. С. 3.
    Павлов А.  Он штурмовал Кремль и открывал Алдан. // Якутия. Якутск. 24 марта 2004. С. 5.
    Кичигин Л. Н.  Золотоискатель. // Неделя Якутии. Якутск. 23 апреля 2004. С. 11.
    Кичигин Л. Н.  Золотоискатель. // Неделя Якутии. Якутск. 30 апреля 2004. С. 11.
*    Кичигин Л. Н.  Золотоискатель Вольдемар Петрович Бертин (1888-1964). // Якутский архив. №. 2. Якутск. 2004. С. 15-27.
    Крутяева Л.  Добрейший души человек. // Алданский рабочий. Алдан. 6 августа 2004. С. 3.
*    Историко-культурный атлас Якутия. Природа. История. Этнография. Современность. Москва. 2007. С. 384.
    Петунин А.  Его имя навсегда в истории Алдана. // Алданский рабочий. Алдан. 23 января 2013. С. 2.
*   Илустах Б.  Золотоискатель Бертин. Койданава. 2014. 12 л.
    Берта Ілустах,
    Койданава












Brak komentarzy:

Prześlij komentarz