wtorek, 21 stycznia 2020

ЎЎЎ Альджуся Вулус. Аляксандар Баўбельскі ў Якуцкай вобласьці. Койданава. "Кальвіна". 2020.

    Аляксандар Антонавіч Баўбельскі – нар. ў 1851 г. ў Менскай губэрні Расейскай імпэрыі, у шляхецкай сям’і.
    Увосень 1877 г. Баўбельскі, які спэцыяльна перавёўся па даручэньні пецярбурскага народніцкага гуртка ў Харкаў, дзеля умацаваньня рэвалюцыйных настрояў мясцовых студэнтаў, паступіў у Харкаўскі вэтэрынарны інстытут. Неўзабаве ён сышоўся са сваім аднакурсьнікам Эдуардам Пякарскім, ураджэнцам Менскай губэрні. Але хутка Пякарскі расчараваўся ў сваім земляку з-за “фальшывага патасу, з якім той выступаў перад сябрамі”. /Грыцкевіч В. П.  Эдуард Пякарскі. Біяграфічны нарыс. Мінск. 1989. С. 18./
    8 ліпеня 1878 г. Баўбельскі, за ўдзел ў студэнцкіх беспарадках у Харкаве, па распараджэньні міністра ўнутраных спраў быў высланы пад нагляд паліцыі ў павятовае места Кунгур Пермскай губэрні, дзе заарганізаваў рабочы гурток. 29 верасьня 1879 г. ён самавольна адлучыўся ў Перм, дзе быў арыштаваны ды прыцягнуты да дазнаньня па абвінавачваньню ў прыналежнасьці да злачыннага хаўрусу ў Кунгуры.
    30 траўня 1880 г. справа была разгледжана ў адміністрацыйным парадку з высылкаю яго ў Якуцкую вобласьць. Нейкі час Баўбельскі жыў у Мегінскім улусе Якуцкай акругі, а потым быў пераведзены ў сяло Вусьць-Майскае, дзе 30 сьнежня 1881 г. скончыў жыцьцё самагубствам праз павешаньне.
    Па недагляду рэдакцыі ў энцыкляпэдычных даведніках (Мінск. 2000; Мінск. 2014) прозьвішча Баўбельскага было зьмененае на Ваўбельскі.
    Літаратура:
*    Бовбельский Александр Антонович. //  Кротов М. А.  Якутская ссылка 70 - 80-х годов. Исторический очерк по неизданным архивным материалам. Москва. 1925. С. 168.
*    Белоконский И. П.  К истории политической ссылки 80-х годов. // Каторга и Ссылка. Историко-Революционный Вестник. Кн. 31. № 2. Москва. 1927. С. 145.
*    Израэльсон А. Скорбные страницы якутской ссылки. (Памяти погибшим в Якутской области). // В якутской неволе. Из истории политической ссылки в Якутскую область. Сборник материалов и воспоминаний. Москва. 1927. С. 203.
*    Бовбельский Александр Антонович. // Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Т. ІІ. Семидесятые годы. Выпуск I. Москва. 1929. Стлб. 122-123.
*    Бик В. И.  В. Г. Короленко в Амгинской ссылке. // В. Г. Короленко в Амгинской ссылке. (Материалы для биографии). Якутск. 1947. С. 54, 69.
*    Грыцкевіч В. П.  Эдуард Пякарскі. Біяграфічны нарыс. Мінск. 1989. С. 17-18, 55.
*    Баркоўскі А.  Ваўбельскі Аляксандр Антонавіч. // Хто ёсць Хто сярод беларусаў свету. Энцыклапедычны даведнік. Ч. 1. Беларусы і ўраджэнцы Беларусі ў памежных краінах. Выданне першае, разлічанае на дапаўненні. Мінск. 2000. С. 147.
*    Рублевская Л.  Белорус на краю света. // СБ [Советская Белоруссия] Беларусь сегодня. Минск. 27 декабря 2011. С. 13.
*    Белорус на краю света. Эдуард Пекарский (1856-1934). // Рублевская Л.  Рыцари и дамы Беларуси. Исторические очерки. Минск. 2013. С. 241.
*    Баркоўскі А.  Ваўбельскі Аляксандр Антонавіч. // Сузор’е беларускага памежжа. Беларусы і народжаныя ў Беларусі ў суседніх краінах. Энцыклапедычны даведнік. Мінск. 2014. С. 89.
    Альжуся Вулус,
    Койданава





    25) Бовбельский, Александр Антонович; адм.-сс. (1881-1881) из дворян, 29 л. Высланный в Якутскую обл. «за государственное преступление», прожив некоторое время в Мегинском улусе, вскоре был переведен в с. Усть-Майское, где 30 декабря 1881 г. повесился [Д. 159].
    /М. А. Кротов.  Якутская ссылка 70 - 80-х годов. Исторический очерк по неизданным архивным материалам. Москва. 1925. С. 168.



    А. Израэльсон
                                        СКОРБНЫЕ СТРАНИЦЫ ЯКУТСКОЙ ССЫЛКИ
                                                  (Памяти погибших в Якутской области)
                                                                   80-е и 90-е годы
    4. Бовбельский, Александр Антонович, адм.-сс. В 1881 году сослан за «государственное преступление» в Якутскую область. Повесился вскоре после прибытия в Усть-Майское 30 декабря 1881 г.
    /В якутской неволе. Из истории политической ссылки в Якутскую область. Сборник материалов и воспоминаний. Москва. 1927. С. 203./



    Бовбельский, Александр Антонович, из дворян. Род. в Минск. губ. в 1851 г. Не окончил Харьк. ветеринарн. инст-та. По распоряж. м-ра вн. дел 8 июля 1878 г. выслан под надзор в Кунгур за участие в студенч. беспорядках в Харькове. Организовал в Кун- гуре рабочий кружок. 29 сент. 1879 г. самовольно отлучился в Пермь, где был арестован и содержался под стражей с 30 ноября 1879 г. Привлечен к дознанию, возникшему 3 дек. 1879 г. в Пермск. губ., по обвинению в принадлежности к преступи, сообществу (Никиф. Туманов и др.) в Кунгуре. По выс. пов. 30 мая 1880 г. дело разрешено в администр. порядке с высылкою его в Якутск, обл. Прожив некот. время в Мегинск. улусе, переведен в с. Усть-Майское, где 30 дек. 1881 г. повесился.
    Ведомость по Пермск. губ. (1878-1879). — Справки (П. Каменский, Е. Озмидов, Скабичевский, И. Степанов, В. Чертков). — Справ. листок. — Доклады 1880, ІІ, 536-543. — Бурцев, За сто лет, II, 128. — М. Кротов, Якутская ссылка 70 - 80-х г.г. (Ук.). — В якутской неволе, 203 (А. Израельсон, Скорбные страницы якутской ссылки). — «Листок «Нар. Воли» II (1880) (Хроника преследований) (Литература парт. «Нар. Воля», 259). — «Нар. Воля» XI-XII (1885) (Там же, 726). — «Вестн. Нар. Воли» V, 170. — И. Белоконский, «Кат. и Сс.» 1927» II (31), 144 (К истории полит, ссылки 80-х г.г.).
    /Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. Т. ІІ. Семидесятые годы. Вып. 1. Москва 1929. Стлб. 286./
    Озмидов, Евгений, колл, регистратор, частн. поверенный в Кунгуре (Пермск. губ.) в 1870-х г.г. При содействии Тарасевича познакомился в нач. 1879 г. с высланным в Кунгур Ал. Ант. Бовбельским, от которого получал запрещен, книги. Привлекался к допросу в 1879 г. по делу Бовбельского.
    Справка (Е. Озмидов).
    /Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. От предшественников декабристов до падения царизма. Т. ІІ. Семидесятые годы. Вып. 3. Москва 1931. Стлб. 1079./





    В. И. Бик
                                       В. Г. КОРОЛЕНКО В АМГИНСКОЙ ССЫЛКЕ
                                                                Съезд у Чернявских

    Об этом съезде группы политических ссыльных Батурусского улуса и Амгинской слободы, происходившем в апреле 1883 г. у И. Н. и А. В. Чернявских, живших в Сулгачинском наслеге, Короленко в своих воспоминаниях, к сожалению, не сообщает никаких подробностей, ограничиваясь одной фразой: «Однажды мы решили съехаться у товарищей Чернявских, а это стало известно начальству». Между тем, съезд этот послужил предметом сначала дознания, затем следствия начатого и оконченного еще в бытность Короленко в ссылке, и наконец. судебного разбирательства, происходившего, как отмечает и Короленко, уже после его выезда из ссылки.
    В съезде у Чернявских участвовали 9 человек. Из различных наслегов Батурусского улуса съехались: Тютчев, Доллер, Кизер, П. Федоров, Л. Голубов, Л. Коган-Бернштейн, Шкалов, а из Амги – В. Г. Короленко и Ромась.
    И на дознании и на следствии по делу о самовольных отлучках участники съезда в своих показаниях объясняли свой приезд к Чернявским желанием провести традиционный праздник (пасхи) в семейном доме у товарищей. «Улусники» подчеркивали при этом невыносимую обстановку жизни в глухом наслеге, среди тайги, где нет ни одного человека, понимающего по-русски, обстановку, способную довести до сумашедствия или до самоубийства, приводя в пример А. Бовбельского (16) и А. П. Павлова.
    ------
    16. Александр Антонович Бовбельский. Родился в 1851 г. За участие в студенческих беспорядках в Харькове выслан в 1878 г. в г. Кунгур (Пермской губ.). По делу о «преступном сообществе» в Кунгуре выслан в Якутскую обл. Прибыл в Якутск в феврале 1881 г. Ссылку отбывал в Мегинском ул. (Алтанский наслег) и в с. Усть-Майском, где 30 дек. 1881 г. повесился.
    /В. Г. Короленко в амгинской ссылке. (Материалы для биографии). Якутск. 1947. С. 54, 69./

                                                           У ГУРТКУ БУЦЫНСКАГА
    У Харкаве Пякарскі адразу ж увайшоў у тую атмасфэру грамадзкіх інтарэсаў, якімі тады жыла перадавая моладзь, стаў удзельнічаць у студэнцкіх сходках, гарачых спрэчках па філязофскіх і сацыяльна-эканамічных праблемах, абмеркаваньнях шляхоў зьвяржэньня царскага самаўладзтва.
    Неўзабаве ён зблізіўся са сваім аднакурсьнікам Аляксандрам Баўбельскім, ураджэнцам Мінскай губэрні. Па даручэньню сталічнага народніцкага гуртка Баўбельскі спэцыяльна перавёўся з Пецярбурга ў Харкаў для ўмацаваньня рэвалюцыйных настрояў сярод мясцовых студэнтаў. Сябры пасяліліся на адной кватэры. Разам з імі жыў і стары Прандзецкі, былы ссыльны, удзельнік паўстаньня 1863 года. Паміж кватарантамі вяліся ажыўленыя спрэчкі. Але Эдуард хутка расчараваўся ў сваім земляку з-за фальшывага пафасу, з якім той выступаў перад сябрамі. «Мне наогул не падабалася фразёрства ў прамовах, чым, відаць, і абмяжоўвалася рэвалюцыйнасьць многіх студэнтаў»,— прыгадваў ён пазьней...
                                                            МОВА – ДУША НАРОДА
    Навуковыя заняткі ўмацоўвалі веру ва ўласныя сілы. Складаньне слоўніка па-сутнасьці было працягам барацьбы супраць царскага самаўладзьдзя: сам працэс даваў магчымасьць весьці рэвалюцыйную работу. Якуты таксама, як і родныя палешукі, чарнігаўцы, або тамбоўцы, патрабавалі да сябе ўвагі, і дзейнасьць на карысьць ім была маральным абавязкам маладога рэвалюцыянэра. Яна была вельмі важнай і для самога Эдуарда: якуцкая ссылка многіх рэвалюцыянэраў ламала... Звар’яцеў і памёр таленавіты дасьледчык якуцкага фальклёру краязнавец Іван Худзякоў. Застрэліўся пецярбурскі рабочы Аляксандр Паўлаў. Страціў розум Аляксей Сіракоў. У пасяленьні Вусьць-Майскае павесіўся таварыш Пякарскага па харкаўскім падпольлі А. Баўбельскі. Недарэчы гінулі і іншыя ссыльныя...
    /Валянцін Грыцкевіч. Грыцкевіч В. П.  Эдуард Пякарскі. Біяграфічны нарыс. Мінск. 1989. С. 17-18, 55./


    Людмила Рублевская
                                                       БЕЛОРУС НА КРАЮ СВЕТА
                                                            ЭДУАРД ПЕКАРСКИЙ
                                                                    (1858–1934)
    Помните, как Владимир Короткевич в «Колосьях под серпом твоим» описывает обряд «дядькованья»: в знатных семьях старшего сына отдавали на несколько лет на воспитание в крестьянскую семью, чтобы вырос неизбалованным, узнал цену хлеба и полюбил свою землю. Это не красивая легенда - обряд существовал, во всяком случае, шляхтич Карл Пекарский, потеряв жену, своего старшего сына Эдуарда отдал на воспитание крестьянам.
    Правда, объясняли это не столько приверженностью традициям, как бедностью семьи.
    Потом мальчика взяла к себе тетя. Она жила в скромном домике в Минске. Жила тем, что выращивала в саду и огороде, да еще сдавала подвал на постой солдатам. Так что шляхетский сын Эдуард вырос во вполне демократической среде... К тому же тетя рассказывала ему о восстании Кастуся Калиновского, давала читать поэмы Адама Мицкевича, а когда молилась, пропускала слова-прошения о здоровье русского царя. Понятно, какие установки возникли у мальчика.
    Затем его отправили учиться в Мозырскую гимназию, а жил он в свободное время в усадьбе Барбарово двоюродного деда Ромуальда Пекарского. Жилось гимназисту там несладко, жена деда все время упрекала того, что тратится на мальчишку. Когда Мозырскую гимназию превратили в шестилетку, Эдуард доучивался в Минске, затем вместе с несколькими одноклассниками перевелся в Таганрогскую гимназию, где назначили директора с хорошей репутацией…
    В Таганрог юный Эдуард Пекарский приехал уже с явными революционными задатками. Но подпольщиков арестовывают... Самое неприятное, что в предательстве подозревают Пекарского. Это так поражает Эдуарда, что он уезжает из Таганрога в Чернигов. Здесь становится участником кружка В. Варзара, помимо учебы в гимназии, устраивается в сапожную мастерскую и ведет пропагандистскую работу. А в гимназии распространяет нелегальные издания. В общем, гимназист из него не очень... Хотя в математике способности обнаружил выдающиеся.

    Эдуард поступает в Харьковский ветеринарный институт и работает в кружке Дмитрия Буцинского. В любом учебном заведении есть преподаватели талантливые и не очень, прогрессивные и консерваторы... Против неугодных профессоров студенты бунтуют. Пекарский с друзьями воюет с преподавателем сравнительной анатомии Журавским. Выливается это в бойкоты лекций, митинги, вплоть до банальных потасовок. Разумеется, под все подводилась политическая подкладка. Бунтовщиков стали арестовывать. Пекарский становится нелегалом. На какое-то время устраивается писарем в Княже-Богородицкое управление Тамбовского уезда, затем перебирается в Смоленскую губернию, затем - в Москву. Здесь молодого революционера выслеживают и арестовывают.
    Говорят, никому не даются испытания, которые он не сможет вынести… Более того - там, где, казалось бы, жизнь заканчивается, судьба ломается, может начинаться нечто новое. 12 января 1881 года Московский военно-окружной суд приговорил «государственного преступника» Э. Пекарского вместе с лицами, имевшими отношение к убийству агента полиции Н. Рейнштейна, к 15 годам каторжных работ. «Принимая во внимание молодость, легкомыслие и болезненное состояние» Пекарского, каторгу заменили ссылкой на поселение «в отдаленные места Сибири с лишением всех прав и состояния».
    Тогда 23-летнему Эдуарду Пекарскому, наверное, казалось, что жизнь закончена. Он очутился в Якутии, в поселке Игидейцы. В первую зиму чуть не умер от голода и холода - спасали якуты. А с весны пришлось браться за непривычную работу: ссыльному выделили кусок земли, который он должен был обрабатывать. Пришлось учиться косить траву, пахать, сеять. Вскоре у Пекарского было уже четыре коровы, бык, пара телят, конь... Эдуард построил дом из обтесанных бревен. Наверное, более слабый, менее духовно устремленный человек решил бы, что и существующих занятий достаточно... Но Эдуард Пекарский хотел занять работой - настоящей, тяжелой - и свой ум. Он стал учить якутский язык, его увлек местный фольклор, заворожили песни. В одной из статей Эдуард Пекарский прочитал, что в якутском языке всего три тысячи слов. Но он понимал, что это не так, язык значительно богаче. И начал работу по составлению словаря. Этот огромный труд занял 45 лет.
    Приходилось писать на обрывках бумаги, на оборотных сторонах использованных листов. Даже свечек не было - долгую зиму он вынужден был читать и писать при огне печурки. Но этот тяжелый труд был и спасительным. Многие ссыльные не выдерживали, ломались. Сошел с ума и умер краевед Иван Худяков, который тоже пытался собирать якутский фольклор. Та же участь постигла ссыльного Алексея Сиракова. Александр Павлов, петербургский рабочий, застрелился. Товарищ Пекарского по харьковскому кружку А. Бовбельский повесился. А ссыльного Петра Алексеева, который жил в 18 верстах от Пекарского, убили соседи...
    /Людмила Рублевская.  Рыцари и дамы Беларуси. Исторические очерки. Минск. 2013. С. 238-241./




Brak komentarzy:

Prześlij komentarz