wtorek, 21 stycznia 2020

ЎЎЎ Яўстольля Прыгон. Фэльчарка Рэбека Рубінчык з Магілёву ў Якуцку. Койданава. "Кальвіна". 2020.


    Рэбека Майсееўна Рубінчык - нар. у сакавіку 1881 г. у месьце Магілёў [хутчэй за ўсё ў павятовым месьце Магілёў на Днястры Падольскай губэрні] Расійскай імпэрыі, у габрэйскай мяшчанскай сям’і дробнага служачага.
    Скончыла гімназію ды фэльчарскія курсы ў Санкт-Пецярбурзе, дзе далучылася да рэвалюцыйнага руху.
    Па найвышэйшаму загаду ад 19 лютага 1903 г., за прыналежнасьць да Санкт-Пецярбурскага аддзелу арганізацыі “Іскра” ды ўвоз на тэрыторыю Расейскай імпэрыі транспорту замежных рэвалюцыйных выданьняў, была сасланая ва Ўсходнюю Сыбір на 5 гадоў.
    Яе прызначылі на ўсяленьне ў с. Чурапча Якуцкай акругі Якуцкай вобласьці.
    Вясной 1904 г. прымала ўдзел у г. зв. Раманаўскім узброеным пратэсьце ў Якуцку, за што атрымала 12 год катаргі.
    2 ліпеня 1905 г. зьдзейсьніла ўцёкі з Аляксандраўскай турмы, што пад Іркуцкам.
     Пражывала да Лютаўскай рэвалюцыі 1917 г. ў Злучаных Штатах Амэрыкі, затым вярнулася ў Расейскую рэспубліку.
    Памерла Рэбэка Рубінчык-Эпштэйн у 1951 г. ды пахаваная на Вастракоўскіх могілках у Маскве.
    Літаратура:
*    Тепловъ П. Исторія якутскаго протеста. (Дѣло «Романовцевъ»). Изданіе Н. Глаголева. С.-Петербургъ. 1906. С. 465.
*    Виккер О.  Побеги романовцев [Побег Ревекки Рубинчик]. // Каторга и Ссылка. Историко-революционный вестник. Кн. 52. № 3. Москва. 1929. С. 80, 83-84.
*    Рубинчик-Эпштейн Ревекка Моисеевна. // Политическая каторга и ссылка. Биографический справочник членов О-ва политкаторжан и ссыльно-поселенцев. Москва. 1934. С. 549-550.
*   Алексеева А. Н.  Рядовые искровцы в якутской ссылке. // Сборник научных статей. Якутский республиканский краеведческий музей им Ем. Ярославского. Вып. V. Из истории политической ссылки в Якутии. Якутск. 1977. С. 38-40.
*    Казарян П. Л.  Якутская ссылка в лицах (участники «романовского протеста» 1904 г.). // Якутский архив. № 1. Якутск. 2001. С. 52.
    Ядзя Раінчык,
    Койданава





                                                                   Приложение III.
                                       ОФИЦИАЛЬНЫЕ «СТАТЕЙНЫЕ СПИСКИ»
    всех 56 политических ссыльных, участвовавших в якутском протесте и бывших на «Романовке». В скобках приведены дополнительные сведения о степени образования и сроке предварительного тюремного заключения.
    Рубинчик, Ревекка Моисеева, 25 л.
    Мещанка г. Могилева. (Окончила гимназию, фельдшерица-акушерка. До приговора в тюрьме была 7 мес.).
    По Высочайшему повелению 19 февраля 1903 г. в Восточную Сибирь на 5 лет.
    Принадлежность к социал-демократическому сообществу, именовавшемуся: «С.-Петербургский отдел организации «Искра» и водворение в пределы Империи транспортов заграничных революционных изданий с целью дальнейшего распространения таковых.
    Назначена в Чуранчу, Якутскаго округа.
    /Тепловъ П. Исторія якутскаго протеста. (Дѣло «Романовцевъ»). Изданіе Н. Глаголева. С.-Петербургъ. 1906. С. 465./


    О. Виккер
                                                            ПОБЕГИ РОМАНОВЦЕВ
    Нас, романовцев, было всего 60 человек (57 — засевших за баррикады в доме Романова и 3 — в резерве на воле). Из них в тюрьму попало 56 ч. (один — Юрий Матлахов — был убит на «Романовке» и трое товарищей из резерва были по суду оправданы).
    Из этих 56 бежало с этапов и из тюрем в разное время и с разным успехом 25 человек, что составляет около 45%.
    Эта внушительная цифра показывает, что для романовцев якутский вооруженный протест не был случайным эпизодом, что романовцы были в своем громадном большинстве профессиональные революционеры, которые не считали возможным терпеливо ждать, пока истечет срок их каторги, а активно стремились к тому, чтобы ускорить свое возвращение к работе, к революции.
    Можно сказать, что почти с первых же дней после нашего отъезда из Якутска (откуда нас везли в Александровский централ) мы стали в том или ином виде готовиться к побегам. Пытались вначале сговариваться группами, но из этого ничего не выходило. Тогда перешли к индивидуальным попыткам...
                                                            Побег Ревекки Рубинчик
    В начале июля 1905 г. ушла из Иркутской тюрьмы уже упомянутая выше Ревекка Рубинчик. Она сговорилась с приходившей к ней на свидание сестрой тов. Минского [* Тов. Минский судился в 1904 г. в Якутске за убийство дегенерата-офицера Сикорского, который вел партию ссыльных из Александровской тюрьмы в Якутск и всю дорогу всячески измывался над товарищами, а в конце пути даже пытался изнасиловать одну из женщин. Даже царский суд вынужден был признать, что Минский убил «в состоянии самообороны», защищая свою жизнь и жизнь товарищей, и вынес ему оправдательный приговор.] — Августой Ковригиной. Надо сказать, что на эти свидания набивалась в контору масса посетителей. Решено было, что Ревекка уйдет под темной вуалью, слившись с толпой их. И вот в продолжение нескольких месяцев Августа приходит на свидание в темном платье под темной густой вуалью. В назначенный день Ревекка выходит к ней также в темном платье и, надевши на себя принесенную Августой вуаль, уходит со свидания, не дождавшись конца его. Она проходит мимо надзирателя, стоящею у выхода из конторы. Последний несколько секунд внимательно оглядывает ее, но... выпускает; в воротах она так же благополучно проходит мимо второго надзирателя и... она на свободе! Августа же ушла вместе со всеми посетителями. Когда побег Ревекки был раскрыт, Августу, конечно, заподозрили в содействии ему. Но только значительно позже, когда Августу арестовали по другому делу, власти предъявили ей и это обвинение.
    Скоро получилось от Ревекки известие, что, чуть не провалившись в Варшаве, она благополучно пробралась за границу и едет в Америку.
    /Каторга и Ссылка. Историко-революционный вестник. Кн. 52. № 3. Москва. 1929. С. 74, 83-84.


    Рубинчик-Эпштейн, Ревекка Моисеевна — еврейка, дочь мелк. служ., фельдш-ца; род. в марте 1881 г. в г. Могилеве на/Дн.; оконч. гимн. и фельдш. курсы. В 1900 г. работ. по транспорту в Берлине в гр, «Искра», в 1901 г. в Петербурге в гр. «Искра» вела конспират. переписку с эмиграцией, работ. по транспорту. В 1901 г. арест. и после 8 м. заключ. выслана под надзор полиции на родину. В 1902-03 гг., оставаясь убежденной «искровкой», работ. в Могилеве н/Дн. в местном к-те Бунда в виду отсутствия связей с «Искрой». В апр. 1903 г. по старому Петерб. делу «Искры» выслана на 5 л. в Вост. Сибирь. Участв. в Романовском протесте, за который пригов. к 12 г. каторги; 2 июля 1905 г. бежала из Иркутск. тюрьмы за границу и возврат. после революции 1905 г. В 1907 г. в Петербурге работ. секрет. Выборгск. район. к-та РСДРП. В том же году арест. под фам. Калашниковой и после 9 м. заключ. в ДПЗ освобожд. под залог. В 1908 г. уехала в Америку, где и жила до Февр. револ. В Америке участв. в соц.-дем. организ. Из-ва «Новый Мир». Член ВКП(б). Чл. бил. О-ва № 2691.
    /Политическая каторга и ссылка. Биографический справочник членов О-ва политкаторжан и ссыльно-поселенцев. Москва. 1934. С. 549-550./

    А. Н. Алексеева
                                      РЯДОВЫЕ ИСКРОВЦЫ В ЯКУТСКОЙ ССЫЛКЕ
    Царская администрация создала невыносимые для ссыльных условия: запрещение свиданий, отлучек даже за продуктами, заключение в тюрьму до отправки на места причисления и т. д. Ссыльные вели бурные споры на общих собраниях и в результате пришли к необходимости решительного протеста с оружием в руках. Из 120 политссыльных, проживавших в городе и ближайших улусах, первыми заявили протест 42 человека...
    В последующие 2-3 дня протеста к ним присоединились еще 13 товарищей, в основном, приехавших из улусов. Они подали заявление о полной солидарности с протестующими. В их числе была Р. М. Рубинчик. Всего в рядах «романовцев» насчитывалось семь женщин. «Женщины исполняли все работы и дежурства наравне с мужчинами» [* Теплов П. История Якутского протеста. СПб. 1907, с. 42.]. Вместе со всеми Р. Рубинчик прошла через все тяжести осады «Романовки».
    Ревекка Моисеевна Рубинчик-Эпштейн состояла в Петербургском отделе организации «Искры», созданном в сентябре 1901 г. В. П. Ногиным, который приехал, как агент «Искры», из Мюнхена по заданию В. И. Ленина. С отделом были тесно связаны В. Д. Стасова, И. И. Радченко. Это о нем Н. К. Крупская писала: «...Не покладая рук работал на «Искру»... Иван Иванович... Он был разъездным агентом» [* Крупская Н. К. Воспоминания о В. И. Ленине. М., 1968, с. 65.]. Р. М. Рубинчик занималась транспортировкой «Искры» и другой нелегальной литературы. Летом 1902 г. Рубинчик арестовали. Из «Статейного списка» видно, что она обвинялась в принадлежности к «Санкт-Петербургскому отделу организации «Искры» и водворение в пределах империи транспортов заграничных революционных изданий с целью дальнейшего распространения таковых» [* Теплов П. История Якутского протеста. СПб. 1907, с. 465.]. По приговору 19 февраля 1903 г. ее высылают на пять лет в Восточную Сибирь и назначают на жительство в с. Чурапчу Якутского округа.
    После суда над «романовцами» и приговора их отправили в Александровскую пересыльную тюрьму около Иркутска. Здесь, в числе 33 товарищей, Р. М. Рубинчик подала аппеляцию — протест на жестокий приговор. В апреле 1906 г., несмотря на строгий режим, Р. Рубинчик удачно бежала из Иркутской тюрьмы.

    /Сборник научных статей. Якутский республиканский краеведческий музей им Ем. Ярославского. Вып. V. Из истории политической ссылки в Якутии. Якутск. 1977. С. 38-40./





    /Якутский архив. № 1. Якутск. 2001. С. 52./

                                                             Москва, Востряковское
                                              Квадрат 47, ряд 12, ограда/участок 519





Brak komentarzy:

Prześlij komentarz