sobota, 12 maja 2018

ЎЎЎ Лямурыя Пэнс. Віленскі Даляр у Якуцкай вобласьці. Койданава. "Кальвіна". 2018.


 

    Аляксандар Іванавіч Даляр (Дольлер) – нар. у 1860 г. у губэрнскім месьце Вільня Расійскай імпэрыі, у сям’і, нібыта, былога вайскоўца імпэратара Напалеёна, захаваўшага францускае грамадзянства [магчымы з мясцовых ураджэнцаў, пэўна габрэйскага паходжаньня, якія былі рэкрутаваныя ва францускае войска].

    Па рамяству быў сьлюсарам, але спакусіўся рэвалюцыйнай барацьбой з крывавым царызмам. З Вільні перабраўся ў Кіеў дзе зрабіўся сябрам Паўднёва-Рускага Працоўнага Зьвязу. 7 траўня 1881 г. ён быў арыштаваны ў Кіеве і высланы на жыхарства ва Ўсходнюю Сыбір.

    Напачатку быў паселены ў акруговым месьце Балаганск Іркуцкай губэрні, але ў 1882 г. за дрэнныя паводзіны быў адпраўлены ў Якуцкую вобласьць, дзе быў уселены ў Жахсагонскі насьлег Батурускага вулусу Якуцкай акругі. У чэрвені 1889 г. быў пераведзены ў 1-шы Адзейскі насьлег Намскага вулусу Якуцкай акругі, а ў лістападзе 1889 г. у Кільдземскі насьлег Заходне-Кангаласкага вулусу Якуцкай акругі. Займаўся хлебаробствам, сталярнымі ды кавальскімі працамі.

    У 1887 г. ажаніўся на Шэйве (Сафіі) Шэхцер. 16 траўня 1893 г. патануў у рацэ Лене, пры пераплываньні яе на лодцы.

    Лямурыя Пэнс,

    Койданава

 

 


 

    79) Доллер, Александр Иванович; сс.-пос. (1882-1893), французский подданный, слесарь, холост. 21 г. Судился в Киевском воен.-окружн. суде за принадлежность к Южно-Русскому Рабочему Союзу», лишен всех прав состояния и сослан в Якутск. обл. на поселение. По прибытии назначен в Батурусский улус. В 1887 г. женился на политич. ссыльной, С. Шахтер. Летом 1889 г. перевелся в Намский ул., а в августе того же года — в Зап.-Кангаласский. 3анимася хлебопашеством, кузнечными и столярными работами среди якутов. В ночь с 15 на 16 мая 1893 г., переезжая в «ветке» Лену, утонул вследствие собственной неосторожности близ перевоза «Даргылах» [Короленко История моего соврем., т. IV. Д. 176].

    [С. 180-181.]

    260) Шехтер, Шейва Хаимовна; сс.-пос. (1884-1896), мещ., девица, еврейка, 28 л. Судилась в Киевском воен.-окр. суде 29/VII 1880 г. за принадлежность к тайному революционному обществу; приговором лишена всех прав состояния и сослана на 6 л. в каторжные работы. По применении к ней манифеста от 15/V 1883 г. переведена из сс.-каторжных в сс.-поселенцы и выслана на поселение в Якутскую область. Отправляя ее на поселение, иркутская администрация просила иметь за Шехтер «особое наблюдение», так как перед отправкой в область, находясь в Иркутском замке, подала заявление, в котором писала: «не считая никого вправе ни наказывать, ни миловать меня, и смотря на то и на другое, как на насилие — я заявляю, что отказываюсь от дарованной милости и согласна лучше отбывать весь срок каторжных работ, чем принять милость от врагов той идеи и того дела, за которое была присуждена в каторжные работы». Поселенная в Мегинский ул., Ш. в течение 1885 г. сделала 4 самовольных отлучки и, когда производили по этому поводу дознание, она отказалась от каких-либо объяснений, заявив, что обратно в наслег не вернется, пусть ее лучше посадят в тюрьму. Отсидев некоторое время в тюрьме, была переведена в Батурусский улус, снова отлучилась с места жительства, за что была приговорена к наказанию плетьми, отмененным по распоряжению губернатора. В 1887 г. крестилась, назвалась Софьей и вышла замуж за пол. ссыльного А. Доллер, утонувшего через 6 л. при переезде в «ветке» (маленькая особо сделанная лодка) через Лену. В 1896 г., по причислении в крестьяне, выехала в Иркутск. губ. [«Каторга и ссылка» № 5 (12). Д. 201].

    261) Шехтер, Анастасия Наумовна; адм.-сс. (1888-1895), мещ. г. Одессы; фельдшерица, евр., девица, 28 л. Выслана в В. Сибирь с Л. М. Коган-Бернштейн по делу о тайной народовольческой типографии в г. Таганроге [* Арестована в феврале 1886 г. в Екатеринославе вместе с В. Госсох одновременно с Оржихом и Поляковым, по одному делу. Сослана административно на 10 лет. М. Поляков.]. По приезде в Якутск, обл. жила в Батурусском ул. у сестры своей Софьи Шехтер. По делу «монастыревцев» (22/III 1889 г. в Якутске) лишена всех прав и сослана на 4 г. в каторжные работы, которые и отбыла в Вилюйском замке. В 1892 г., как ссыльно-поселенка, была водворена в В.-Кангаласский ул., затем перевелась в З.-Кангаласский и некоторое время перед выездом из области жила в городе, ввиду необходимости частых обращений за медицинской помощью. Выехала из области летом 1895 г. [Д. 28].

    [С. 235-236.]

 




 

    А. Израэльсон

                                             СКОРБНЫЕ СТРАНИЦЫ ЯКУТСКОЙ ССЫЛКИ

                                                       (Памяти погибших в Якутской области)

                                                                         80-е и 90-е годы

    4. Доллер, Александр Иванович, сс.-пос. (1888-1893 гг.), рабочий-слесарь. Судился за принадлежность к «Южно-Русскому Рабочему Союзу», был приговорен к «лишению всех прав и ссылке на поселение в Якутскую область». Утонул 15 мая 1893 г. в Лене.

    [С. 204.]

 


 

 

    Доллер, Александр Иванович, французск. подданный. Род. в 1860 в Вильно. По ремеслу слесарь. В 1878-1879 Ф. Предтеченским (Бубновским) привлечен к революц. делу.

    Сначала работал в Вильно. В сент. 1880 (1879?) прибыл в Киев и вошел в Южно-русск. рабочий союз. Как лицо, часто посещавшее квартиру, в которой помещалась типография союза, и оставшийся в ней во время печатания прокламаций арестован в Киеве 7 мая 1881; привлечен к дознанию при Киевск. ж. у. по делу Южно-русск. рабоч. союза. Предан военному суду по обвинению в принадлежности к союзу, в участии в устройстве тайн. типографии, в печатании и распространении воззваний союза. Судился с 26 по 29 мая 1881 Киевск. военно-окружн. судом; приговорен 29 мая к лишению всех прав состояния и к каторжн. работам в рудниках на 20 лет, причем суд ходатайствовал о замене последних ссылкою на поселение в Вост. Сибирь. По конфирмации приговора Киевск. ген.-губ-ром 1 июня 1881 ходатайство суда удовлетворено. Из Киева отправлен в Москву 8 июня 1881, в окт. т. г. — из Москвы в Сибирь. Водворен вместе с Ст. Кизером в Балаганске (Иркутск, губ.). В 1882 г. «за дурное поведение» переведен в Жахсогонский наслег (Батурусск. улуса, Якутск. окр.). Принимал, участие в собрании политическ. ссыльн. у Чернявских в Сумачинск. наслеге 17 апр. 1883; в том же году по ложному доносу одного уголовн. ссыльного о готовящемся «госуд. преступлении» числился «заговорщикам», но в 1884 аттестовался «поведения и образа жизни хорошего». В 1886 подписал первый из четырех протестов вместе с друг. ссыльными Батурусск. улуса по поводу избиения якутами ссыльных И. Щепанского и И. Рубинка. В июне 1889 переведен в первый Одейск. наслег (Намск. улуса, Якутск. окр.); в ноябре т. г. — в Килдемск. наслег (Западно-Канчалосск. улуса); занимался хлебопашеством, столярн. и кузнечн. работами. В 1890 на основании манифеста 15 мая 1883 как иностр. подданный подлежал высылке заграницу без возврата, но за неимением у него средств оставлен на некоторое время в Якутск. обл. В 1887 женился: на Софии Шехтер. В 1891 ходатайство его о разрешении выехать с женою за границу отклонено с предложением остаться обоим в Якутск. обл. с правом перечислиться в крестьянское сословие. Утонул 16 мая 1893 в Лене при переезде ее на лодке.

    Справка (Геккер). — МЮ 1880, № 8578. — Справ, листок. — ДП V, 1881, № 188, ч. 5. — Хроника, 87, 220. — Бурцев, За сто лет, II, 108. — Больш. энциклопедия, XXI. — Словарь Граната, 40, стр. 195, 657 (Автобиография Е. И. Ковальской и С. Ястремского).

    В. Максаков и В. Hевский, Южно-русск. союзы, 231, 235, 236, 240, 243, 244, 247, 248, 250, 25Ь 256, 321 и сл. — М. Кротов, Якутск. ссылка 1870 - 1880-х г.г., 116, 123, 124, 180-181. — М. Балабанов, К истории рабоч. движения на Украине (Ук.). — В. Перовский, Воспоминания, 108. — Н. Пиксанов, В. Г. Короленко в Якутск. ссылке 1881-1882 г.г. Сб. «В Якутск. неволе», 81, 82, 84. — А. Израэльсон, Скорбные страницы Якутск. ссылки. Там же, 204. — А. Бах, Записки народовольца (Ук.). — В. Г. Короленко, История моего современника II-IV, 527, 528, 608, 730, 740 [Н. Тютчев, Рецензия. «Был.» XXIII (1924), 289].

    Хроника. «С родины на родину» IV (1884), 224. — Хроника револ. борьбы. «Работник» III-IV (1897), II отд», 195. — Е. Ковальская, Южн.-русск.. рабочий союз. «Был.» (загр.) VI (1904); VI, 37 (вып. II, 153 и сл .). — Н. Виташевский, В Иркутск, тюрьме. «Мин. годы» 1908, VII, 118. — А. Иванчин-Писарев, Из моих воспоминаний. «Сибирск. Записки» 1916, I, 13, 16. — В. Манилов, Очерк из истории соц.-дем. движения в Киеве. «Лет. Револ.» 1923, III, 127. — Адр. Михайлов, К портрету С. Н. Богомолец. «Кат. и Сс.» 1923, VII, 125. — И. Майнов, С. Н. Доллер. «Кат. и Сс.» 1924, V (12), 308. — М. Костюрин, Молодые годы. «Кат. и Сс.» 1926, III (24), 191, 192, — И. Белоконский, К истории политическ. ссылки 80-х г.г. «Кат. и Сс.» 1927, II (31), 147. — Разгром Южно-русск. рабоч. союза в 1880-1881 г.г». «Красн. Арх.» XXX (1928), 212 и сл. — Ф. Кон, На поселении в Якутск. обл. «Кат. и Сс.» 1923, XI (48), 80-83; XII (49), 85. — Е. Ковальская, Побег. «Кат. и Сс.» 1929, V (54), 128. С. Лившиц, Подпольн. типографии 60-х, 70-х и. 80-х г.г. «Кат. и Сс.» 1929, VI (55), 52-53. — А. Иванчин-Писарев, Из моих воспоминаний. «Кат. и Сс.» 1929, VIII-IX (57-58), 303.

    [Стлб. 1211-1212.]

    Доллер, София Наумовна — фамилия по мужу С. Н. Шехтер (см.).

    М. Тютчев, «Был.» XXIII (1924), 289.

    [Стлб. 1213.]

 




 

                                                        СОФЬЯ НАУМОВНА ДОЛЛЕР

    2-го января 1920 года скончалась в Петрограде, 63-х лет от роду, участница народовольческого движения Софья Наумовна Доллер, урожденная Шехтер. Покойная была типической представительницей той революционной интеллигенции конца семидесятых и начала восьмидесятых годов, которая в своей отчаянной борьбе с царским деспотизмом вдохновлялась идеалистическим представлением о социализме, как о системе любви и правды в человеческих отношениях. Усвоение этой системы, по воззрениям таких социалистов, требовало прежде всего от них самих прекращения пользования нетрудовыми доходами своих родителей и полного разрыва на всю жизнь с буржуазными утехами существования. Становясь под знамя социализма, неофит знал, что обрекает себя на ссылку, каторгу, может быть смерть, но что сам он не войдет в землю обетованную.

    Для Софьи Наумовны крестный путь начался в 1880 году, когда она приговором Киевского военного суда была сослана в каторжные работы на 6 лет, за принадлежность к деятельному кружку народовольческого направления, развивавшему свою работу в нескольких городах южной России (Дело М. Р. Попова, И. К. Иванова, Д. Буцинского и др. [* Кружок был смешанный из «чернопередельцев» и «народовольцев»; во главе его стояли Мих. Род. Попов, состоявший в это же время членом центра «Чернопередельчсской» организации и Игнатий Иванов — народоволец. С. Н. Доллер к этому кружку не принадлежала. Она была послана в имение Стаховского предупредить Юрковского (Сашка инженер) о грозившей ему опасности. Но в момент ее приезда в семье Стаховского разыгралась семейная драма: отец Стаховский убил своего сына. Нагрянувшая полиция арестовала Юрковского и Доллер (Шехтер). Вследствие чего Доллер была присоединена к процессу Киевского кружка. (Примечание Е. Н. Ковальской).].

    Каторгу С. Н. отбывала в карийской женской тюрьме, в Забайкальской области, и за время своего содержания там она переживала, самым нервным образом, многочисленные, тяжелые и нередко трагические события, которыми была так богата история этой тюрьмы. Для С. Н. положение значительно ухудшалось еще тем, что она всегда стояла в ряду самых непримиримых и прямолинейных протестантов, почему не раз и подвергалась особым репрессиям.

    В 1884 году С. Н. (срок каторги по манифесту 1883 г. был сокращен на 1/3) [* Доллер-Шехтер отказалась принять милость манифеста и подала следующее заявление ген. губернатору: «По словам заведующего Карийскими государственными ссыльно-каторжными, меня освободили от каторжных работ, благодаря всемилостивейшему манифесту 15 мая 1883 года. — Не считая никого в праве ни наказывать, ни миловать меня, и смотря на то и другое, как на насилие, я заявляю, что отказываюсь от дарованной милости и согласна лучше отбыть весь срок каторжных работ, чем принять милость от врагов той идеи и того дела, за которое была присуждена в каторжные работы. Шехтер. 10 августа 1884 г.» (Текст точно списан с дела, имеющегося в истор.-рев. архиве Ленинграда). Шехтер во все время пребывания на Каре была в группе так назыв. «бунтующих» каторжанок. Несмотря на ее заявление, она все-таки была послана с Кары в Якутскую Область. (Примечание Е. Н. Ковальской).] была отправлена на поселение в Якутскую область, где вскоре же вышла замуж за Александра Ивановича Доллера [* Алекс. Иван. Доллер, деятельный член «Южно-рус.-раб. союза» 80-81 г. в Киеве был осужден по процессу союза на поселение. (Примечание. Е. Н. Ковальской).], сохранявшего, несмотря на ссылку на поселение, звание французского гражданина, унаследованное от отца, сына обжившегося в России военнопленного наполеоновской армии 1812 г. Это обстоятельство позволило С. Н. впоследствии добиваться разрешения на выезд во Францию, где тогда проживали, как политические эмигранты, некоторые из ее ближайших родственников и товарищей по якутской ссылке. Впрочем, возможность выезда открылась перед ней еще очень не скоро, до этого много лет «французской гражданке» пришлось постранствовать по Сибири.

    Сначала в Якутске, а потом в Иркутске и в других местах, квартирка С. Н. служила сборным местом для наиболее интеллигентной части туземной молодежи, всюду подбиравшейся вокруг нее и в значительной мере подпадавшей под ее влияние. Когда, вначале девятисотых годов, революционное народничество оживилось и возник «Сибирский Союз социалистов-революционеров», С. Н. состояла его деятельным членом в качестве неутомимой пропагандистки. После смерти мужа, утонувшего в реке Лене, С. Н. вела самое скромное существование, зарабатывая небольшие средства частью уроками и частью канцелярским трудом, но это не мешало ей принимать у себя множество народа самых разнообразных профессий и званий, от крупного инженера до черемховского шахтера.

    Вернувшись в Россию после двадцатилетнего (приблизительно) изгнания, С. Н. жила в Одессе и там состояла членом местной эсеровской организации. Это повлекло ее вторичный арест и высылку в город Вологду (в 1903 г.), где роль ее среди ссыльной молодежи была уже до некоторой степени материнской.

    Последние годы С. Н. жила безвыездно в Петербурге, до самой смерти сохраняя живой интерес к общественной жизни и к ходу политических событий. Ее оценка этих событий диктовалась всем строем ее понятий, до конца народовольческих. Оставаясь эсеркой, С. Н. не одобряла той политики, которую вел центральный комитет партии в духе циммервальдизма, и присоединилась к петроградской группе с.-р. оборонцев.

    Крайне щекотливая в вопросах личного достоинства, С. Н. упорно отклоняла всякую помощь со стороны партий или общественных учреждений и даже в последний период своей жизни, когда ее преследовали болезни, принимала поддержку только от немногих ближайших родственников, решительно отклоняя какие бы то ни было пенсии.

    Скончалась С. Н. совершенно безболезненно, во время сна, и похоронена согласно ее желанию на Смоленском кладбище, куда ее прах сопровождали только десять-двенадцать человек ближайших знакомых, преимущественно из числа старых ссыльных.

    И. Майнов.

    [С. 307-309.]

 



 


 

    К Франции в России всегда относились по-иному, чем ко всякой другой стране. Если англичан, немцев уважали, то к французам было скорее чувство глубокой любви.

    Мы хорошо знаем богатство французской культуры; книги ее писателей и поэтов широко распространены повсюду, пьесы Мольера и Сартра продолжают жить на сцене наших театров, полотна художников Франции украшают галереи Москвы и Ленинграда, как и многих городов в Старом и Новом свете. Долгое врем и Франция была страной передовой мысли, очагом революции. Труды просветителей XVIII в. — Вольтера и Руссо, затем Сен-Симона, Фурье и других социалистов заставляли биться сердца не одного поколения нашего общества. Падение Бастилии, провозглашение Декларации прав человека и гражданина, деятельность Конвента и другие сцены Великой революции 1789-1794 гг. стали для нас как бы событиями отечественной истории.

    Мы знаем, с каким волнением приближался Герцен к границам Франции, так как для него это была священная земля Революции. Навсегда сохранятся слова возмущения и скорби, которыми он отозвался на расправу буржуазии с рабочими Парижа в июне 1848 г. С гордостью вспоминаем мы, что за дело Коммуны вместе с французами сражались и дочери России. Волнующие страницы о близости передовых кругов русского общества к идеям Французского социализма подарил нам Достоевский.

    И, действительно, больше всего мы любим Францию за то, что, как хорошо сказал Анатоль Франс, она была другом всего человечества, за то. что с поистине царственным размахом она рассыпала по всему свету семена свободы, за то, что ее писатели, работая по ночам на чердаках, писали «Страницы, от которых трепещут народы и бледнеют тираны». Связи с Францией, проходящие по всей нашей истории от Радищева до В. И. Ленина, можно проследить и Якутии. Мы хотим рассказать о трех эпизодах — о жизни французского гражданина Александра Доллера; о приветствиях, с которыми политические ссыльные собирались обратиться в 1889 г. к Франции по случаю столетия Великой революции, и о француженке Жанне Монье.

    Среди многих сотен революционеров, находившихся в якутской ссылке в XIX и начале XX в.в., были представители многих народов, в том числе немцы, греки, сербы, французы. Особенно примечательна судьба Александра Доллера. Гражданин Франции, он всю свою жизнь провел в России и стал здесь участником рабочего движении. Трудиться он начал еще в ранней молодости: известно, что он работал слесарем в Вильно, затем в Киеве. Двадцатилетним юношей вступил в «Южно-русский рабочий союз», созданный в Киеве в 1880 г.

    То было тревожное для царского правительства время. Поединок «Народной воли» с императором Александром II приближался к своему трагическому концу. По указанию Петербурга все было мобилизовано для борьбы с революцией. Как и в других городах, в Киеве были произведены аресты. Участники «Южно-русского рабочего союза» оказались на скамье подсудимых; в мае 1881 г. Доллер по делу этого союза был приговорен Киевским военно-окружным судом к лишению всех прав состояния и к каторжным работам в рудниках на 20 лет. По конфирмации каторжные работы были заменены ссылкой на поселение в отдаленнейшие места Сибири.

    Первоначально Доллер вместе с товарищем своим по процессу Вячеславом Кизером находился в ссылке в Тункинском селении Иркутского уезда. Прошло немного времени, как их поселили здесь, а иркутский губернатор уже сообщал, что оба они «дерзким характером и закоренелостью социалистических убеждений обратили на себя особое внимание заседателя». Когда заседатель напомнил им о режиме, они заявили, что «для них уже все потеряно, хуже не будет, а убеждений своих менять не намерены так же, как и стеснять себя». Генерал-губернатор Восточной Сибири опасался, что Доллер и Кнзер окажут революционное влияние на окружающее население, и предписал перевести их в Якутскую область, которая издавна была, как бы последним кругом сибирской ссылки.

    В Якутск они были доставлены 20 мая 1882 г. Первые годы Доллер прожил в 1 Жехсогонском наслеге Батурусского улуса, занимаясь слесарным и кузнечным ремеслом, а также хлебопашеством. Близко был знаком с В. Короленко, М. Натансоном, Э. Пекарским и другими политическими ссыльными. Часто посещал Амгинскую слободу, участвовал в собрании ссыльных о доме Чернявских, любил беседовать с Натансоном, который со времен Казанской демонстрации в Петербурге в декабре 1876 г. играл видную роль в революционном движении и пользовался большим авторитетом среди своих товарищей.

    В якутской ссылке Доллер женился на Шейве Шехтер, обладавшей столь же боевой натурой, как и он. В 1880 г. она была осуждена к шести годам каторги. В связи с коронацией Александра III был издан в 1883 г. манифест. Его надлежало применить и к Шехтер, но она заявила, что «отказывается от дарованной ей милости и согласна лучше отбыть весь срок каторжных работ, чем принять милость от врагов той идеи и того дела, за которое она осуждена на каторжные работы».

    На основании этого же манифесты Доллер, как иностранный подданный, подлежал высылке за границу, без права возвращения в пределы Российской империи. Он собирался выехать вместе с женой, но ее, как лишенную всех прав состояния ссыльно-поселенку, департамент полиции решил оставить в ссылке. Доллер, не желая покидать жену, предпочел остаться вместе с ней в Якутской области. С 1889 г. ему разрешили жить в Якутске, где он продолжал заниматься слесарным делом. Жизнь его оборвалась как-то случайно — в ночь на 10 мая 1893 г. он утонул во время переправы через Лену.

                                                                              * * *

    В начале 1889 г. среди политических ссыльных Якутской области появилась мысль обратиться с приветствием к гражданам Французской республики по случаю столетия Великой революции 1789-1794 гг. Мысль эта встретила всеобщее одобрение: в Якутске и Вилюйске началось оживленное обсуждение и вскоре были подготовлены два проекта. После монастыревской трагедии они были захвачены администрацией и долгое время находились в архивах. Только после Великого Октября историки разыскали н опубликовали их в полном виде. Теперь известно, что вилюйская группа ссыльных составила текст адреса, который начинался следующими словами: «Сто лет тому назад французский народ развернул священное знамя революции и отважно выступил на борьбу с тиранией».

    Якутские ссыльные, охваченные глубоким чувством признательности, в своем проекте также приветствовали Францию — это «пылкое и благородное сердце Европы».

                                                                              * * *

    Наступила февральская революция. Бывшие политические ссыльные свободно празднуют 18 марта 1917 г, — день Парижской Коммуны. В этот день в Якутске было устроено торжественное народное собрание. С речами выступили Г. И. Петровский и Ем. Ярославский. В газетном отчете сообщается, что «Французская гражданка Жанна Монье передало цветы и привет собранию». Один из ораторов приветствовал в се лице французскую нацию. «При общем одобрении, сказано дальше, были принята резолюция — привет французским рабочим. Собрание закончилось пением революционных песен».

    Кто же была эта Жанна Монье? Известно, что во время режима Колчака администрация рассматривала ее как «причастную к большевизму» и на этом основании летом 1916 г, она было выслана из Якутска. С восстановлением Советской власти она возвратилась и в течение многих лет работала в системе народного просвещения. Нам удалось выявить в архиве анкету, заполненную ею в 1920 г. Из этой анкеты узнаем, что родилась она в 1870 г. в департаменте Канталь. Окончила во Франции среднюю школу, а затем там же двухгодичные высшие педагогические курсы. В Якутске находилась с 1910 г в качестве преподавательницы французского языка. К большевизму, действительно, Жанна Монье оказалась причастна, так как, по сведениям за 1920 г., она была членом Коммунистической партии.

                                                                               * * *

    Эти отдельные события являются свидетельством того, что Якутия, вместе со всей Россией, издавна поддерживала связи с Францией. В наши дни они значительно углубились и служат делу всеобщего мира.

    Поездка главы Советского правительства Н. С. Хрущева во Францию, тот восторженный прием, который оказали ему люди этой великой страны, войдет золотой, незабываемой страницей в историю давней, традиционной дружбы народов Советского Союза и Франции.

    С. Шустерман,

    доцент Якутского госуниверситета.

    /Социалистическая Якутия. Якутск. № 78. 1 апреля 1960. С. 3./

 












Brak komentarzy:

Prześlij komentarz