piątek, 18 maja 2018

ЎЎЎ Ідзія Хвіцжэральд. Гомельскі Салямон Ашпіз ды Якуцкая вобласьць. Койданава. "Кальвіна". 2018.

    Шалём (Салямон) Мордухавіч (Маркавіч) Ашпіз (Асьпіз) – нар. 25 сакавіка 1876 г. у павятовым месьце Гомель Магілёўскай губэрні Расійскай імпэрыі.
    Яшчэ калі Ашпіз навучаўся ў Кіеўскім унівэрсытэце, то быў прыцягнуты ў 1895 г. да дазнаньня за захоўваньне нелегальнай літаратуры. 29 сьнежня 1900 г. ён быў арыштаваны ў Гомелі ды высланы ў Якуцкую вобласьць, адкуль вярнуўся у 1905 г. Уваходзіў у Гомельскі раённы камітэт РСДРП, ведаў прапагандай і стаяў на чале баявой дружыны.
    Затым адышоў ад партыйнай працы, працаваў прыватным настаўнікам. В 1936 г. у  Гомелі былі адкрыты адразу 3 школы – 1-ая Сталінская, 2-ая Сталінская ды 3-я Сталінская. Шалём Ашпіз выкладаў матэматыку ў 2-й Сталінскай школе імя М. Горкага, якая месьцілася у жылым раёне “Амэрыканка”.
    Памёр Шалём Ашпіз 19 красавіка 1955 г. у Гомелі і пахаваны на Прудкаўскіх могілках.

    Літаратура:
*    Ашпиз (Аспиз) Соломон (Шолом) Мордухович. // Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Т. V. Социал-демократы. Вып. 1. Москва. 1931. Стлб. 170-172.
    Ідзія Хвіцжэральд,
    Койданава



    Ашпиз (Аспиз), Соломон (Шолом) Мордухович. Род. ок. 1876 г. Будучи студ. Киевск. ун-та, привлечен в 1895 г. за хранение нелегальной литературы и по выс. пов. 22 ноября т. г. подвергнут аресту в ун-тском карцере на 10 дней с надз. учебн. начальства. С 1-й полов. 90-х г.г. вел занятия в рабочих кружках в Гомеле и позднее был одним из наиболее активных работников Гомельск. с.-д. орг-ции. 29 дек. 1900 г. арестован в Гомеле же. Был выслан в Якутск, обл., по возвращении в революцию 1905 г. из ссылки входил в Гомельск. районный ком-т РСДРП, ведал пропагандой и стоял во главе боевого отряда. В годы реакции отошел от партийной работы.
    Обзор 1901 (Ук.). — Ведомость 1895 (Ук.).
    Ф. Лесная, «Рев. борьба в Гомельск. губ.», 12 (Из прошлого). — Я. Драпкин, «1905 г. в Гомеле и Полесск.районе» (Ук.) (1905 г. в Гомеле и Полесск. районе). — Н. Бухбиндер, «Красн. Летоп.», 1922, II-III, 43, 58 (Еврейское раб. движение в Гомеле). — «Известия Гомельск. губкома», № 62, 1924, 87 (Из материалов Могилевск. охранки). — А. Ханкин и С. Хавкин, там же, № 68-69, 1924, 76 (Возрождение Полесск. ком-та). — А. Поляк, «Кат. и Сс.», 1928, XI (48), 13, 14 (На заре раб. движения в Зап. крае). — Его же, там же, 1929, IV (53), 140 (Протест политич. ссыльных в Верхоянске).
    /Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. Т. V. Социал–демократы. Вып. 1. Москва. 1931. Стлб. 170-172./

     Мирра Аспиз
                                              МОЙ ОТЕЦ ЕВСЕЙ МАРКОВИЧ АСПИЗ
    Писать о родителях трудно. Ведь при их жизни, когда мы молоды, то  не очень-то прислушиваемся к рассказам старших о прошедших годах. А когда спохватываемся, то уже, увы, поздно. Мне повезло: отец по просьбе близких писал воспоминания, которыми я здесь и воспользуюсь.
    Вот как он начинал свою биографию:
    «Я родился в г. Гомеле (Белоруссия) в 1877 году. Родители мои были не бедные. У нас даже был собственный дом, и квартиры отец сдавал внаем. Считались людьми среднего достатка, но … Вспоминаю, как мать учила всех нас детей (в семье было 12 детей), как надо кушать: хлеб надо взять большой кусок, а мясо или рыбу – малюсенький кусочек… На всю жизнь запомнилось мне, как я подслушал однажды ночью обращение моей мамы к отцу: «Что мне делать с Мойсейкой? Уже две недели он кашляет. Прямо хоть к врачу понести его. Но ведь деньги нужно будет платить» - «Знаешь что, - ответил отец, - сделай ему завтра сладкий чай». Назавтра мы все с завистью смотрели, как ему дали сладкий чай, а мы все получили сахар по маленькому кусочку…
    В начале 90-х годов XIX века началось культурное движение среди части еврейского населения. Молодежь начала изучать русский язык. Стала проникать и русская литература… Старозаветная обрядная жизнь стала  казаться молодежи бессмысленной, появились атеистические настроения – убеждения. Отцам это казалось ужасным. Разлад «отцов и детей» был гораздо трагичней, чем у Тургенева.
    Мне было 14 лет, когда я сказал матери, что отказываюсь от молитвы перед кушанием, что перестаю ходить в синагогу и пр. Ужас матери был неописуем. Она заявила, что не даст мне пищи, если я не буду молиться. Я сел в стороне, когда другие ели… материнское сердце не выдержало. Cо словами: «Что ж, мы и животных кормим», - она поднесла мне пищу». 
    Евсей писал, что у его товарища объяснение с родителями закончилось трагично – его изгнали из родного дома.
    Как все дети в семье, Евсей (как принято у евреев, у него было два имени – Евсей-Фалк) посещал хедер, а в 12 лет он поступил в бесплатное городское училище, где учился 5 лет. Родительских средств хватило лишь на платное обучение в гимназии старшего сына Шолома. Впоследствии он стал одним из самых популярных учителей математики в Гомеле. Интересно, что в этом, 2004-ом, году я была в гостях, где одна из присутствующих упомянула, что до Великой Отечественной войны она окончила в этом городе школу. Я, разумеется,  не преминула сказать, что там мой дядя был известным математиком. «Вы Ашпиз?» -  воскликнула она (через  «ш» многие наши родные писали свою фамилию).
    По окончании училища Евсей поступил в Могилевскую фельдшерскую школу. В 1896 году дипломированный фельдшер поехал в Киев, чтобы подготовиться на аттестат зрелости и поступить там в университет, где уже учился брат Шолом. Этим намерениям не суждено было осуществиться.
    В марте 1897 года заключенная в Петропавловской крепости М. Ф. Ветрова – член «Группы народовольцев», - сожгла себя в знак протеста против тюремного режима. На площади Казанского собора в Петербурге состоялась по ней панихида, перешедшая в «Ветровскую демонстрацию». Подобные демонстрации прошли во многих университетских городах. В Киеве в такой демонстрации участвовал и Евсей, вместе с братом и его товарищами. Они были арестованы. Евсей вспоминал:
    «Задержанные были рассажены по камерам. Установили строгий тюремный режим. Меня продержали еще около пяти недель, а потом выпустили с высылкой из Киева и с запрещением в течение трех лет пребывания в университетских городах и фабричных местах. Брата еще продержали пару месяцев и сослали под надзор полиции в уездный город Могилевской губернии – Рогачев. Я поехал домой к родителям».
    Надо сказать, что Евсей был лишен права поступления в высшие учебные заведения России.
    Вскоре выяснилось, что Евсей болен туберкулезом – заразился в тюрьме. Он писал:
    «Врач пришел ко мне, когда у меня сидели два товарища. Когда врач уходил, мои товарищи пошли его провожать и остановились в коридоре, а я зашел в соседнюю комнату, открытое окно которой выходило в коридор, и вот слышу продолжение их разговора: «Так неужели он не выздоровеет?» – «Ну как он может выздороветь?  Я же говорю вам, что у него чахотка». -  «Сколько же он будет жить?» – «Я думаю, что еще годик проживет».
    Когда я услышал, что еще целый год могу жить, я очень обрадовался: целый год, о сколько еще книжек успею прочесть, сколько партий в шахматы можно будет сыграть!
    Между прочим, когда через много лет после этого я, работая доктором в туберкулезном санатории, читал лекции о туберкулезе, я рассказывал об этом случае и прибавлял: « Если бы, когда я услышал, что мне жить один год, пал бы духом, то я бы и упал, а так как я тогда обрадовался, то радуюсь и до сих пор».
    Евсея постоянно навещали товарищи и рассказывали ему об организованном в городе кружке для подпольной работы среди рабочих.
    В 1898 году возвратившиеся в Гомель участники первого съезда Российской социал-демократической партии распространяли среди рабочих прокламации. Все поднадзорные были арестованы. В том числе и Евсей. Полугодичное заключение, конечно, сказалось на его здоровье, и врачи рекомендовали ему жить в Крыму.
    В 1900 году он короткое время жил в Симферополе, зарабатывая уроками, а потом переехал в Балаклаву, где прожил 22 года.
                                                               Евсей Аспиз. 1903 г.
    /berkovich-zametki.comAStarina/Nomer16/Aspiz1.htm/
    /Еврейская Старина. № 16. 2 апреля. Ганновер. 2004./


    А. Поляк
                            НА ЗАРЕ РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ В ЗАПАДНОЙ РОССИИ
                                                              (Из воспоминаний)
    В начале лета 1894 г. в Гомель приехал учившийся в Вене студент Гуревич, которого мы звали «Гуревич Венский», и предложил заниматься с нами по политической экономии (Ной Захарьин тогда уже уехал). И я нанял квартиру на Кузнецкой улице из двух комнат, в которой регулярно по субботам днем читались лекции по политической экономии. Я лично на этих лекциях имел возможность быть всего один или два раза, так как мне приходилось работать днем. На этих лекциях присутствовало человек до 50, в том числе, кроме вышеуказанных членов первого кружка, — еще Раппопорт, Ритерман Хиена, Лайка (фамилию не помню), сапожник Яков, моя сестра-портниха и др. К сожалению, своей коренной гомельской интеллигенции, которая могла бы регулярно заниматься и дать этим кружкам определенное направление, в то время в Гомеле еще не было. Гуревич-Венский к осени тоже уехал. Но его пребывание в Гомеле оказало влияние на сплочение той учащейся молодежи, которая все же хотела что-либо делать и помочь рабочим в их развитии. К таковым относились несколько гомельских гимназистов и учитель Драгунский.
    Среди гомельских гимназистов Захарьин провел кампанию об оказании помощи в занятиях с кружками и отдельными лицами. На это откликнулись бывшие тогда в Гомеле учащиеся Л. Цейтлин (впоследствии член Московского комитета и член второго съезда РС-ДРП), Залманов, Т. Геликман, Ш. Ашпиз и др. Кроме того, Т. Геликман начал заниматься с кружком по естествознанию. Как-то вышло так, что мы со своими кружками взбудоражили весь Гомель, и все, что было здесь живого, начало нами интересоваться. Особо следует указать на знакомство в то время со студентом Киевского университета А. Ратнером (впоследствии — директор частной гимназии в Гомеле). Приезжая тогда на каникулы в Гомель, он привозил нам новые сведения о жизни Киева, так как он был тесно связан с киевским землячеством в университете. Иногда он случайно привозил нелегальную книжку, а один раз привез нам целый пакет нелегальной литературы.
    В зиму 1893-94 г.г., когда кружки только что устроились, я поехал на рождество в Минск повидаться с товарищами и посоветоваться, что делать. Пробыл я там дня три. Там в беседе с некоторыми товарищами, — в особенности, помню, со старшей Фондылер, — выяснилось, что необходимо держаться с.-д. программы и стараться продолжать делать то, что я делаю, т.-е. организовывать рабочие кружки. Как я сказал уже выше, работа в этом направлении в Гомеле шла недурно. Летом 1894 г. кружки сильно увеличились, и благодаря лекциям Захарьина и Гуревича стало возможным отобрать кружок для чтения нелегальной литературы. Была вытащена на свет божий лежавшая у меня в сундуке книжка «Кто чем живет» Свидерского, и мы начали читать ее в кружках. Осенью 1894 г. получилось из Киева от А. Ратнера письмо, в котором он сообщал, что в Киев ожидается транспорт нелегальной литературы и что можно достать часть и для Гомеля. Туда был послан И. Захарьин, и на собранную в кружке некоторую сумму ему было поручено привезти литературу. Но, к сожалению, он вернулся с пустыми руками, так как литература еще не была получена, а ему сидеть долго в Киеве нельзя было. Однако, на рождестве литература была привезена Ратнером. Вообще рождественские каникулы 1894 г. были бурными среди съехавшейся в Гомель учащейся молодежи и, конечно, захватили и нас, рабочих. В то время в России, и в особенности в Киевском университете, происходили студенческие «беспорядки», и съехавшиеся в Гомель студенты Киевского и других университетов, в том числе Ш. Ашпиз, Ратнер, Залманов гомельчане, а также Михаил Соломонович Балабанов и др. все время собирались и делились впечатлениями от университетской жизни почти всей России. Так как у меня была квартира, в которой можно было собираться и свободно поговорить, то она была в этот месяц своеобразным центром, где обсуждались столичные события. Все это сильно поднимало настроение. Мы стали чаще собираться и читать уже определенно с.-д. литературу. Из привезенной литературы, помню, было «Чего хотят социал-демократы», «Горе Тихомирова (ответ Плеханова Тихомирову)», «Русский рабочий в революционном движении», «Задачи русской интеллигенции в борьбе с голодом» Плеханова и др.
    /Каторга и Ссылка. Историко-революционный вестник. Кн. 48. № 11. Москва. 1928. С. 13-14./


    /Тепловъ П. Исторія якутскаго протеста. (Дѣло «Романовцевъ»). Изданіе Н. Глаголева. С.-Петербургъ. 1906. С. 471./


    Айзик Поляк
                             ПРОТЕСТ ПОЛИТИЧЕСКИХ ССЫЛЬНЫХ В ВЕРХОЯНСКЕ
В феврале 1904 г. остановился в Верхоянске пересылаемый в Колымск политический ссыльный с.-р., доктор Е. П. Попов. Он нам сообщил, что в Якутске неспокойно, что ссыльные волнуются там по поводу тех безобразий, которые происходят по пути следования ссыльных в Якутск, и обсуждают способы протеста против варварской политики полицейского зажима, проводимого администрацией в местах политической ссылки. Ничего более конкретного сообщить он не мог. Все же сообщение Е. П. Попова нас, верхоянских ссыльных, которых было в то время 11 человек, сильно взволновало, но ничего предпринять мы не могли, по крайней мере, до прихода почты. Почта же приходила раз в месяц; телеграфа и в помине еще не было. Понятно, с каким напряжением мы каждый день ожидали почты, горя нетерпением узнать, что происходит с нашими товарищами в Якутске. Невыносимо медленно ползли дни ожидания, и прошли мучительные две недели, прежде чем кончилось наше томительное неведение. За день или за два до прихода почты прибыл нарочный казак к исправнику. От него мы узнали, что в Якутске была стрельба и что ссыльные забаррикадировались, стреляли в солдат и что их всех уже отправили в тюрьму. Однако, толком мы все-таки ничего от него не узнали. Но спустя два дня приехали два товарища, которые подробно информировали нас о событиях в Якутске. В тот же вечер мы собрались на квартире у Рожновского и стали совещаться о том, как мы должны реагировать на эти события. Был предложен план обезоружить местную охрану — казаков — и отправиться всем в Якутск. Обезоружить казаков не составляло большого труда; но это не устраняло трудностей для дальнейшего продвижения по пути в Якутск. Это предложение долго обсуждалось. Противники его говорили, что раз все товарищи-якутяне уже арестованы, то для встречи нас в Якутске несомненно будут приготовлены войска, так как верхоянскому исправнику все-таки удастся нас опередить, и вся наша затея поставила бы нас под удар грубой силы. В конце концов остановились на решении написать резкое заявление. На следующий день было представлено несколько текстов. Окончательно было принято коротенькое, но в решительных выражениях составленное заявление, которое помещено в книге т. Теплова, но которое считаю не лишним привести здесь, так как у товарища Теплова подписи не все точно размещены, а одна фамилия переврана. Так как в это время я отправлялся в Якутск для лечения, то мне было поручено передать наше заявление губернатору. По дороге в Якутск я встретился на станках с некоторыми ссыльными, отправлявшимися в Колымск и Верхоянск. Прочитывая это заявление, они тут же и подписывались под ним. В самом Якутске к нему присоединили свои подписи некоторые из товарищей, не успевшие подать заявления губернатору о присоединении к «романовцам», так как они приехали уже после того, как «романовцы» были в тюрьме.
    Через два дня после своего приезда в Якутск я отнес заявление в губернское правление и передал его вице-губернатору Чаплину, который в это время замещал губернатора. Дождавшись окончания его разговора с каким-то ссыльным, я передал ему заявление, сказав:
    — Верхоянские товарищи поручили мне передать вот это.
    Он тут же прочитал его и говорит:
    — И там уже известно?..
    Я ему ответил:
    — Гром стрельбы далеко слышен.
    Он что-то начал говорить обо мне лично и о моей болезни, но я ему заявил, что о себе я сейчас говорить не буду. Повернулся и ушел. Как известно, на суде не фигурировали ни верхоянские, ни колымские заявления. Ошибка наша была в том, что мы адресовали свое заявление не губернатору, а прокурору, которому оно не было направлено.
    Вот заявление верхоянских товарищей:
                                                 Господину якутскому губернатору.
    В виду повторяющихся фактов насилия над нашими товарищами в тюрьмах, в дороге и в местах ссылки, мы, революционеры, сосланные в город Верхоянск, не имея фактической возможности присоединиться к нашим якутским товарищам в их открытой борьбе против диких актов насилия администрации, особенно участившихся в последнее время, заявляем о своей полной солидарности с товарищами, смело выступившими за наши общие требования, и своей готовности всегда дать должный отпор на всякое насилие над нами.
    Подписали в Верхоянске: Бас, Виник, Голиков, Гумилевский, Гурари-Гургенадзе, Зборовский, О. Левина, Левенсон, Поляк, Петкевич, Рожновский и Валесинский. Ссыльные, ехавшие в Верхоянск, подписали по дороге: Иван Бабушкин, А. Румянцев, Вацлав Кораль, Яков Собкович, К. Сидорович и Ю. Серебро.
    В самом Якутске подписали: Ш. Ашпиз, Роза Левина, Ревекка Новогородская, Михаил Ривкин, П. Юзвинский.
    /Каторга и Ссылка. Историко-революционный вестник. Кн. 53. № 4. Москва. 1929. С. 139-140./




Brak komentarzy:

Prześlij komentarz