środa, 10 grudnia 2014

ЎЎЎ Ніна Коласава. Гісторыя Якуцкага БАМу ў насьлежным музэі. Койданава. "Кальвіна". 2014.

  
 
 
 

 

                                           ИСТОРИЯ БАМа В НАСЛЕЖНОМ МУЗЕЕ

 


 

    Большое дело объединяет людей. Причастность к великой стройке становится гордостью и самих участников, и их земляков. В селе Техтюр бережно хранят память о людях и событиях, вписанных в летопись БАМа.

                                                             Белоруссия — Якутия

    В солнечный теплый день 27 марта 1975 г. столица Белорусской ССР Минск торжественно провожала добровольцев в далекую тайгу. Первому белорусскому отряду строителей БАМа присвоено имя Николая Кедышко. Герой-комсомолец, погибший в Великой Отечественной войне, был зачислен в состав отряда.

    Мать героя Вера Павловна Кедышко, провожая отряд, сказала: “Дети мои дорогие, сыны и дочери! Позвала вас страна — надо ехать, надо строить, надо идти вперед. Не бойтесь преград, смело идите вперед, и вы победите — через тайгу, горы и реки пройдет дорога. Она будет вечным памятником вашему героизму и мужеству. Работайте за себя и за моего сына Николая. Любите жизнь, любите песни, как любил их сын; будьте веселыми, добрыми, сильными. Ждем вас с победой домой!”

                                Отряд им. Николая Кедышко высадился в Южной Якутии

    3 апреля 1975 г. Лежал глубокий снег, дул ледяной северный ветер... Когда колонна автобусов появилась в Золотинке, навстречу вышло все село — добро пожаловать!

    Управляющий отделением оленеводческого совхоза “Алданский” С.М. Лиханов, председатель поселкового Совета Анна Павловна Герасимова преподносят приехавшим хлеб-соль. Первый секретарь Алданского райкома комсомола Николай Грачев открывает митинг, со словами приветствия обращается председатель Алданского райисполкома Михаил Пантелеймонович Кочнев.

    С этого дня завязалась крепкая дружба между белорусскими комсомольцами и жителями якутской земли, не только юга республики. Совхоз им. Героя Попова (Мегино-Кангаласский район) держал тесную связь с колхозом “Ленинский стяг” Лоевского района Гомельской области Белорусской ССР, с жителями села Деражичи, где похоронен Герой Советского Союза Федор Кузьмич Попов. Белорусские строители БАМа включили нашего земляка в состав бригады, руководимой Александром Диденко.

    Так бессмертные герои Федор Попов и Николай Кедышко стали строить Байкало-Амурскую магистраль. Зачисленные на их лицевые карточки средства перечислялись в Фонд мира.

    Бригадир отряда им. Н. Кедышко Александр Диденко и секретарь комитета ВЛКСМ Василий Журавский побывали на Ысыахе в Техтюре, ездили в с. Сымах, посетили музей и школу, садились за парту Ф.К. Попова. В составе делегации был и белорусский поэт Владимир Правосуд. Он написал поэму “Возвращение” о Героях Советского Союза якуте Ф. Попове и белорусе Н. Кедышко.

    Первый отряд якутских комсомольцев-добровольцев отправился на строительство Байкало-Амурской магистрали в мае 1974 г. Командир отряда Анатолий Климов прошел путь от станции Беленькая до станции Нагорная. В первый отряд вошли представители четырех национальностей.

                                                        Наши земляки на великой стройке

    Село Техтюр не осталось в стороне от стройки века, мы тоже провожали своих добровольцев.

    Одной из первых уехала по комсомольской путевке в 1975 году Клавдия Лебедева, выпускница Техтюрской средней школы и ГПТУ-1. Она работала в Нерюнгри: слесарем в автоколонне, затем газо-электросварщиком на автобазе №1 «Якутуглестроя». Заочно окончила Улан-Удэнский индустриальный техникум, получила специальность технолога сварочного производства.

    Сейчас К. Лебедева — социальный работник, живет в Якутске. В 2004 году на съезде транспортников ей вручили Знак «XXX лет БАМу».

    Вторым строителем БАМа из нашего села стал мой ученик Виктор Яковлев. Он родился в 1957 г., был старшим из пятерых детей, рано потерял отца, наверное, поэтому очень рано повзрослел. Хорошо учился, увлеченно занимался фотоделом, туризмом, спортом. Однокашники помнят, как интересно он умел организовать досуг «интернатчиков».

    В 1979 году Виктор окончил физико-математический факультет ЯГУ и начал работать преподавателем физики и трактороведения в Ойской средней школе Хангаласского улуса. Инициативный и энергичный молодой учитель собирал вокруг себя и детей, и молодежь всего села.

    Активного юношу заметили и пригласили на работу инструктором Якутского обкома ВЛКСМ. Вскоре Виктора Яковлева избирают II секретарем Оленекского райкома ВЛКСМ. Он познакомился с жизнью оленеводов и охотников, нашел здесь верных друзей, возмужал.

    А потом Виктор Яковлев по комсомольской путевке поехал на БАМ. Он писал в одной из статей: “Строительство железной дороги в интересах якутской молодежи. Железная дорога сыграет огромную роль в социально-культурном развитии республики. Работать на строительстве дороги считаю большой честью… Трудностей будет много, но молодежь победит все преграды”.

    12 января 1985 года XXXI областная комсомольская конференция провожала на ударную комсомольскую стройку “Беркакит — Томмот — Якутск” отряд “Якутский комсомолец». Газета “Молодежь Якутии” писала об этом: “Под гром аплодисментов ветеран партии А.В. Паулин передал бойцам отряда символический ключ от новой магистрали. Он в надежных руках комиссара “Якутского комсомольца” Виктора Яковлева.

    “Не подведем! Дорога будет построена!” — заверили делегатов конференции бойцы ударного комсомольского. Пройдут годы, и они вернутся в столицу республики повзрослевшими, возмужавшими. Вернутся и скажут: “Принимай, Якутск, стальную дорогу!”

    По итогам 1986 года коллектив СМП-595 во главе с командиром Алексеем Иванченко и комиссаром Виктором Яковлевым в республиканском социалистическом соревновании среди молодежных коллективов занял I место.

    Виктор, будучи комиссаром отряда “Якутский комсомолец”, работал в строительно-монтажном поезде «СМП- 595». Он освоил специальности монтера железной дороги IV разряда и стропальщика II разряда.

    Как и в школьные годы, он успевал все — трудиться, участвовать в спартакиадах, организовывать вечера отдыха. Тогда же комиссар организовал музей отряда “Якутский комсомолец”, для которого сам делал фотографии, запечатлевшие хронику великой стройки.

    О том, какую славу имели отряд и сам Виктор Яковлев, становится ясно из статьи “Рельсы пришли в Чульман” в “Социалистической Якутии” от 7 ноября 1987 года. Автор М. Тимофеева пишет: “Накануне Победы Октября бойцы отряда “Якутский комсомолец” укладывали рельсы на 4-м мосту через реку Чульман… На горячую точку направили лучшие силы — звено под руководством В. Филиппова и комиссара отряда В. Яковлева.”

    Наш земляк награжден знаками ЦК ВЛКСМ “За участие в строительстве и освоении зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали”, “Мастер Золотые руки”, медалью “За строительство Байкало-Амурской магистрали” и почетными грамотами.

    В 1989-1991 годах В.Н.Яковлев был членом Якутского обкома КПСС, дважды избирался делегатом областной партийной конференции КПСС.

    Когда в 1991 году было приостановлено строительство железной дороги, он переведен из «СМП-595» треста «Тындатрансстрой» заместителем директора Фонда якутских традиционных народных промыслов и декоративного искусства. Жил в поселке Беркакит, затем в г. Нерюнгри. Вел большую общественную работу.

    В 2001 году трагическая случайность оборвала эту яркую жизнь. Виктор Яковлев оставил светлую память о себе, прожил жизнь, достойную подражания. Жители Техтюра гордятся своим земляком.

    Нынешнее поколение нашей молодежи продолжает славные традиции: и сегодня среди железнодорожников есть уроженцы нашего села.

    Илья Зыков после окончания Техтюрской средней школы поступил в Алданский политехнический техникум. С 2008 года работает монтером путей. Его супруга Марианна Иванова-Зыкова из с. Сунтар, окончив в Новосибирске СГУПС, работает инженером-сметчиком. У них растет дочь.

    Никита Винокуров окончил школу в 2003 году, служил в армии. После учебы в Алданском политехникуме, с 2006 года работает на строительстве железной дороги. В прошлом году он и его однокурсница по техникуму Алена Иванова из Верхневилюйского улуса создали семью железнодорожных строителей.

    Бойгу Олесов и Александр Сергеев заочно учатся в Алданском политехническом техникуме. Юноши твердо решили связать свою судьбу с железной дорогой.

    Мы — самые ближайшие соседи Нижнего Бестяха, и приход железной дороги ускорит развитие жизни нашего села. Это будет большой скачок, историческая веха в социально-экономическом развитии всей Якутии. Трудовой подвиг строителей БАМа уже стал легендой. И мы гордимся тем, что среди множества славных имен, связанных с нею, есть имена наших земляков.

    Н. Ф. Колосова,

    Директор Техтюрского музея истории и этнографии наслега,

    Почетный гражданин Мегино-Кангаласского улуса,

    отличник просвещения СССР и РСФСР

    /Якутия. Якутск. 15 ноября 2011. С. 5./






Brak komentarzy:

Prześlij komentarz