[С. 114.]
[С. 120.]
[С. 374.]
В 1676 г. казаками под руководством Ерофея
Могилёва на месте впадения реки Тунки в Иркут был основан Тункинский острог, позднее,
после наводнения, он был перенесен на высокий берег Иркута. В XIX веке Тунка
служила местом ссылки политических преступников, в том числе католических священников,
сосланных за участие в восстания 1863-1863 гг. на землях былой Речи Посполитой.
Вместе с католическими священниками в Тунке
отбывал ссылку и православный священник из Минской губернии Российской империи
Николай Яковлевич Морозов (Мороз).
«Мороз Николай
(Мароз Мікалай), православный священник. До восстания был лишен сана, проживал
в д. Лопатин Пинского уезда. За участие в восстании Конфирмацией М.
Крижановского от 10 мая 1864 г. присужден к лишению прав состояния, конфискации
имущества и ссылки на каторгу в крепостях на 10 лет». /Матвейчык Д. Удзельнікі паўстання 1863-1864 гадоў.
Біяграфічны слоўнік. (Паводле матэрыялаў Нацыянальнага Гістарычнага Архіва
Беларусі). Мінск. 2016. С. 374./
Капуцин Вацлав Новаковский, отбывший ссылку
в Тунке, считает, что Николая Мороза впоследствии выслали в Якутскую область.
«Кроме выше
перечисленных, принадлежащих к католическому духовенству, в Тунке еще как
политические преступники, по тому же самому польскому делу 1863. г., были и
православные священники:
1. Мороз Николай, благочинный (то есть dziekan)
из Минской губернии, из Tунки был проведен в Якутскую губернию в глубь Сибири.
2. Дыминский Феодосий, монах из Супрасльского монастыря». /Wspomnienie o duchowieństwie polskiém znajdującém się na wygnaniu w Syberyi w Tunce przez E. z S. Poznań. 1875. 58./
Ксендз Юзефат Жыскар (Агасфер), служивший в
иркутском костеле, поправляет Новаковского, в том, что Мороз был переведен в
Иркутскую губернию, а не в Якутскую область.
«Николай, сын
Иакова Морозов, из православных священнослужителей, Минской губ., 45 лет,
осужден приговором Виленского окружного суда за распространение среди своих
прихожан брошюр побуждающих народ к восстанию». /X. Ahasfer. Tunka. Opowiadanie o wsi Tunka, gdzie było na wygnaniu
przeszło 150-ciu księży oparte na wspomnieniach naocznych świadków i odnośnych
dokumentach. Warszawa.
1929. S. 10./
«Николай Мороз,
благочинный (декан), происходящий из Минской губ., из Tунки, был переведен в
Иркутскую губ., в глубь Сибири. Феодосий Дыминский, монах, из Супрасльского монастыря». /X. Ahasfer.
Tunka. Opowiadanie o wsi Tunka, gdzie było na wygnaniu przeszło 150-ciu
księży oparte na wspomnieniach naocznych świadków i odnośnych dokumentach.
Warszawa. 1929. S. 179./
Losy duchownych zesłanych do
syberyjskiej Tunki w okolicach Bajkału
(1866-1901)
2 bazylianów pozostało na Syberii, (jeden w
klasztorze prawosławnym w Irkucku, drugiego zesłano do Jakucji).
«2 базилиана
осталось в Сибири, (один в православном монастыре в Иркутске, второго сослали в
Якутию)». /Dr hab. Zbigniew Niebelski, prof. KUL jest
kierownikiem I Katedry Historii Nowożytnej Katolickiego Uniwersytetu
Lubelskiego Jana Pawła II oraz zastępcą sekretarza Komisji Historycznej
Oddziału PAN w Lublinie. Referat został wygłoszony 29.03.2006 r. na posiedzeniu
Komisji w siedzibie lubelskiego Oddziału PAN./
Литература:
* Wspomnienie o duchowieństwie polskiém znajdującém się na wygnaniu w Syberyi w Tunce
przez E. z S. Poznań. 1875. 58.
* Janik M.
Dzieje polaków na Syberji z 23 ilustracjami. Kraków. 1928. S. 341, 460.
* X. Ahasfer.
Tunka. Opowiadanie o wsi Tunka, gdzie było na wygnaniu przeszło 150-ciu
księży oparte na wspomnieniach naocznych świadków i odnośnych dokumentach.
Warszawa. 1929. S. 10, 179.
*
Łossowski P., Młynarski Z.
Rosjanie, białorusini i ukraińcy w powstaniu styczniowym. Wrocław. 1959. S. 184, 235.
* Хурсік В. Трагедыя белай гвардыі. Беларускія дваране ў
паўстанні 1863-1864 г.г. Гістарычны нарыс і спісы. Мінск. 2001. С. 114.
*
Хурсік В. Трагедыя белай гвардыі.
Беларускія дваране ў паўстанні 1863-1864 гг. Гістарычны нарыс і спісы. Мінск. 2002. С. 114.
* Токць С., Семянчук А., Трацяк Я. Высылка з Беларусі шляхціцаў-паўстанцаў
1863-1864 г. // Герольд Litherland. № 17. Гародня. 2006. С. 120.
*
Матвейчык Д. Удзельнікі паўстання
1863-1864 гадоў. Біяграфічны слоўнік. (Паводле матэрыялаў Нацыянальнага
Гістарычнага Архіва Беларусі). Мінск. 2016. С. 374.
Агафоклия Свентная,
Койданава
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz