ЯКУТЫ
Сибирь, — это чистилище, через которое тысячи
из нас еще при жизни вынуждены были пройти, — страшна не только бесчеловечными помыслами московского царя, вечными снегами,
мышьячными шахтами, смертоносными дубинками, но и другим обществом, которое каждый
несчастный изгнанник, загнанный в снежные пустыни Сибири, встречает на всем
обширном пространстве, начиная от гор Урала до конца Камчатки, на котором
обитают различные племена киргизов, татар, монголов — варварские племена и наполовину
еще дикие.
После последней моей поездке по реке Лене,
заболевший, покалеченный, расстроенный, сильно подавленный нуждой, я добрался в
середине января т. г. в Киренск, откуда, набравшись немного сил и здоровья,
поспешил в дальнейший путь. Прибыв в Якутск, пустился отсюда в дальние якутские
пустыни, едучи верхом на лошади во время самых сильных морозов, по восемь часов
в сутки. Я уже не чувствовал своих членов, так как они были мертвы, и, когда меня
ссадили с лошади, то положив меня на снег, как будто кусок льда и растирали до
тех пор, пока я не смог подняться и зайти в юрту, которая для меня в это время
значила больше, чем самый прекрасный дворец. Никто из европейцев не может
представить себе, как выглядит юрта, т. е. жилище якута. Окна маленькие,
заставленные толстым льдом, двери общие для людей и скота, такие низкие, что,
чтобы не ударить голову, нужно сложиться в четверо. Интерьер юрты, украшенный по
центру большим и низким камином, на котором постоянно горит яркий огонь,
впрочем, темный и грязный покрывает покров это жалкое убежище человека. Якуты,
почти в адамовом костюме, обседая очаг, едят молоко с сосновой корой, кобылятину,
или неочищенную рыбу, которую заживо нанизывают на палку и пекут в огне. При
появлении чужого человека разбегаются по углам кучкой и смотрят на него с
интересом. Чтобы их освоить, дал им немного табаку, который для них является
наибольшим деликатесом, они же принесли молока и сливок. Якут не отличается
особой красотой, это тип монгольский, смугло-медной кожи, волос черный, как и
глаза, нос маленький, плоский, рот широкий, зубы белые, как мел; ноги и руки у
женщин обычно небольшие и стройные. В общем якуты крепко сложены, ловкие и
проворные, хитрые и лукавые, способны к топору и ножу. Занимаются они, прежде
всего, охотой и рыболовством, что составляют у них основную торговлю. Недруги
воды, умываются только при помощи дождя, падающего с неба на их лица. Хлеба не
знают, ни за какие деньги его не достанешь; зато рыба превосходная: стерлядь,
нельма, максун, которые замерзшие отменны для еды в сыром виде; называется это строганиной.
Водка для якута является благословенным напитком, подвыпивший он поет тремоландо
в двух однообразных тонах. В стрельбе из ружей и луков очень они отменны, редко
промахиваются в крупного зверя или птицу. Быстрые танцы совершенно у якутов
неизвестны, но почтенная вереница или круг с пением, с медленным шагом вперед и
назад, длится в течение нескольких часов. Цыганские грумля
и тамбурина составляют весь их оркестр.
Притчи и сказки любят якуты рассказывать и
слушать выступающих, подпевая хоральным оханьем всем обществом; это происходит
более тогда, когда они идут спать. Спят на оленьих конских или заячьих, шкурах,
а когда приходят друзья или незнакомцы на ночь, собираясь всегда значительным
скопищем в одной юрте и после долгих разговоров спят вповалку на земле усланной
соломой. Их праздничный костюм состоит из меховой шапки в форме треуголки,
остроконечной вверху, окаймленной на ладонь кармазиновым или пунцовым сукном,
из серебряного или цветного пояса, из торбасов (torbasów) на ногах из оленьей шкуры и облегающих штанов из лосиной или коровьей
шкуры. Среди этого племени я провел пару месяцев, не понимая их и ими не
понимаемый. Объяснения проходили посредством пантомимы, часто причудливые.
Добавить мне еще нужно, что с необычайной любознательностью присматриваются к
нашим обычаям, а именно еде, одежде, убранству; становятся тогда все в круг,
как на спектакле — а сундучка не открывай, потому что у вас наверняка что-то
стащат и еще высмеют.
W.
[S. 151.]
Sobótkа [Собутка - гуляньне напярэдадні дню
Івана Купалы] - польскамоўны ілюстраваны бэлетрыстычны штотыднёвік (tygodnik belletrystyczny ilustrowany) які выдаваўся
ў Пазнані ў 1869-1871 гады.
Гэта быў час, калі Пазнань (Poznań) афіцыйна называлася Позэн (Posen) і была сталіцай Правінцыі Позэн (Provinz Posen), дзяржаўна-тэрытарыяльнага
ўтварэньня ў складзе Каралеўства Прусія (Königreich
Preußen), а таксама заняпад польскага духу пасьля паўстаньня 1863 году.
Пад крыптанімам W. у штотыднёвіку Sobótkа было зьмешчана яшчэ некалькі
публікацый, у тым ліку Rozmaitości. Pierwotny
człowiek. (1869 nr. 24, s.199-200.),
але нічога злучанага з якутамі.
Тут можна выказаць толькі здагадку (магчыма
хібную), што пад крыптанімам W. схаваўся тагачасны пазнанец Альбін Якуб
Кон [Albin Jakub Konh], які нарадзіўся 18
кастрычніка 1820 г. у Быдгашчы (Брамбэргу), у Вялікім княстве (герцагстве)
Пазнанскім, у габрэйскай сям’і рамесьніка-капялюшніка, які прыняў каталіцызм.
Па
заканчэньні настаўніцкай сэмінарыі ў 1839-1849 гг. Альбін Кон працаваў сельскім
настаўнікам. У 1948 г. ён прыняў удзел у Пазнанскай “Вясьне Народаў” - Вялікапольскім
паўстаньні 1948 году ды быў пазбаўлены права на выкладаньне.
У
гэты ж час Кон пачаў пісаць у розныя выданьні артыкулы на земляробчыя тэмы пад
псэўданімамі: Palacz Tomasz s pod Dębca, Stefan z Bronowa, Eks Polnik, X. X.,
X. Z., а ў 1856 г. увайшоў у склад рэдакцыі выданьня “Gazeta Warsawska”. Пры
гэтым нярэдка ён пісаў і публікаваўся па-нямецку.
У
пэрыяд падрыхтоўкі новага паўстаньня Альбін-Якуб Кон у 1862 г. выехаў у Вільню,
дзе адкрыў краму па продажы сельскагаспадарчага інвэнтару і насеньня ад фірмы “A. Kohn i
S. Junger”, сталым месцам
кансьпірацыйных сустрэч. Таксама ўдзельнічаў у стварэньні паўстанцкай
нацыянальнай паліцыі. У 1863 г. Кон быў арыштаваны і прысуджаны да сьмяротнага
пакараньня, замененага на 12 гадоў катаржных працаў у Сыбіры. “Список политическим преступникам,
лишенным по суду прав состояния, имущества коих подлежит конфискации в казну. По
Виленской губернии. 274 Кон Альбин. Прусский подданный”. /Хурсік В. Трагедыя
белай гвардыі. Беларускія дваране ў паўстанні 1863-1864 г. г. Гістарычны нарыс
і спісы. Мінск. 2002. С. 73./ 4 жніўня 1866 г. Альбін Кон прыбыў у прызначанае яму месца пакараньня -
Вусьць-Куцкі саляварны завод у Кірэнскай акрузе Іркуцкай губэрні.
У 1869 г. Кон па амністыі, як прускі
паддадзены, атрымлівае вызваленьне і магчымасьць вярнуцца на радзіму. У 1870 г.
Альбін вярнуўся ў Позэн (Пазнань), дзе знаходзілася яго сям’я, жонка і трое
дзяцей.
У
Пазнані ён пачаў пісаць навуковыя працы, прысьвечаныя Сыбіры. У 1871 г. Кон
апублікаваў пад сваім імем у выданьні Sobótka
свае Listy ze Syberyi. // Sobótka. R. III. Poznań. 1871. Nr. 29. S.
342-344; Nr. 30. S. 357-359. Nr. 31. S. 367-369. Nr. 32. S. 379-381. Nr. 33. S.
394-396. Nr. 34. S. 404-408; а так же Dwa wspomnienia ze
Syberii. // Sobótka. R. III. Poznań. 1871. Nr. 1871 Nr. 45. S. 535-537. Nr. 46. S. 549-551. Nr. 47. S. 561-563. Таму яму быццам бы няма чаго было хаваць сваё імя, хоць магчыма, што
нататка была даслана яшчэ з Сыбіры, ці пад крыптанімам W. хаваецца зусім іншы
аўтар або гэта перадрукоўка з іншага выданьня.
Памёр Альбін Якуб Кон 2 сьнежня 1880 г. у Позэні (Пазнані), у шпіталі
сясьцёр міласэрнасьці ў выніку гангрэнознага захворваньня, выкліканага аднаўленьнем
атрыманых яшчэ ў Сыбіры цяжкіх абмарожваньняў ног. Пахаваньне вэтэрана
польскага вызваленчага руху, якое адбылася 5 сьнежня 1880 г., стыхійна
ператварылася ў нацыянальна-патрыятычную маніфэстацыю.
Dziennik Poznański. Poznań. 4
grudnia 1880. S. 4.
Літаратура:
* Armon W.
Polscy badacze kultury Jakutów. // Monografie z Dziejów Nauki i
Techniki. T. CXII. Wrocław-Warszawa-Kraków-Gdańsk. 1977. S. 33-35, 53, 173.
Шостакович Б. С. Евреи –
участники польского национально-освободительного движения начала 1860-х гг. в
сибирской ссылке. Три биографических портрета // Сибирский еврейский сборник.
Вып. 1. Иркутск. 1992. С. 30-46.
* Армон В.
Польские исследователи культуры якутов. Перевод с польского К. С. Ефремова. Москва. 2001. С. 32-34, 52.
* Хурсік В.
Трагедыя белай гвардыі. Беларускія дваране ў паўстанні 1863-1864 г. г. Гістарычны
нарыс і спісы. Мінск. 2002. С. 97.
* Капялюш Я. Бытоописатель народов Сибири Альбин Якуб Кон.
Койданава. 2014. 51 с.
Эрытрыя Купаліха,
Койданава
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz