ЮКАГИРЫ
С ВЕРХНЕЙ КОЛЫМЫ
В 1996-1997 годах студенты (1) кафедры культурной этнологии и антропологии
Варшавского университета проводили исследования в области материальной
культуры, этнических отношений, а также культурного возрождения в юкагирском
поселке Нелемное, расположенного на реке Ясачной в Верхне-Колымском улусе
Республики Саха (Якутия).
Юкагиры, самые древнейшие жители нынешней
Якутии, принадлежат к группе палеоазиатских народов. До прихода русских
юкагирские племена занимали территорию от Лены до реки Анадырь. В последующих
годах они, равно, как их территориальное расселение, так и численность
значительно уменьшились. В первой половине XVII века народность насчитывала
около 5-ти тысяч человек, а вначале ХХ века уже около 500 человек. (2) На сегодня в Российской Федерации проживает около
1100 юкагиров (3), из них 697 в Республике Саха
(Якутия).
Очень интересно значение слова юкагир.
Предположительно оно происходит от юкагирского слова юкка, что обозначает
«далекий», а также от тунгусского гир, т.е «племя». (4)
Основой традиционного хозяйства одулов
(самоназвание юкагиров) было, и в большей степени есть сейчас, охота и
рыболовство дополняемые собирательством. В СССР юкагиров, также как и других
народов, не миновала коллективизация и политика укрупнения. (5) Развал «колоса» и образование Республики Саха
(Якутия) дали начало переменам, которые
студенты заметили
во время очередных приездов. Кроме современных процессов они изучали также
остатки традиционной юкагирской культуры.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
Первые исследователи, описывая юкагирскую
одежду, обратили внимание на значительное тунгусское влияние. Оно было
настолько сильным, что только орнаментика, а также второстепенные признаки отличали
от себя одежду этих двух соседствующих народов. (6)
Давняя одежда юкагиров хорошо сохранилась в памяти старейших жителей поселка, а
некоторые ее элементы, употребляемы по сегодняшний день. Однако это касается
зимней одежды, особенно обуви, а также вещей устойчивых к очень низкой
температуре, которые нельзя заменить современными русскими изделиями.
Рыбаки Нелемного испокон века
перегораживали реки загородками, а затем руками вытаскивали пойманную рыбу.
Летом, которое не являлась периодом миграции рыбы, ставили морды, сделанные из
тонких веток. С XVII века, или с приходом якутов, начали употреблять плетеные
из конского волоса сети, а немного позже научились от русских подледному
рыболовству. (7) Современные способы ловли рыбы
ни чем не отличаются от русских. Самыми популярными способами ловли рыбы
сегодня являются: постановка сетей на реках и озерах, перегораживание ими
мелких проток, а также запрещенный властями невод. Из употребления вовсе вышли
морды и устройство загороди. За то все большей популярностью начинает
пользоваться ловля рыбы на удочку и подледная.
С рыболовством связан очень интересный
обряд кормления реки. В весенний период, когда ломается лед на реке - эту
ситуацию одулы приравнивают к рожающей женщине - в нее бросают монеты, патроны
и другие мелочи. При этом следует говорить: «Мать река! Возьми это как игрушки
для своих детей. Позволь нам накормиться».
Испокон веков соседи считали юкагиров
отличными охотниками; и ныне рыболовство также является их основным занятием.
Раньше пользовались исключительно луками, наконечники стрел, также как и ножи,
были сделаны из камня или кости. Дополнительное оснащение составляло копье,
употребляемое для «колония» медведей. Очень популярными были самострелы и
самоловы. После прихода русских луки были вытеснены огнестрельным оружием,
которые вышли совсем из употребления в период революции.
Перед каждым выходом на рыбалку юкагиры
заверяются к себе благосклонностью Хозяина Тайги (8)
через так называемое кормление огня. Это старый обычай, состоящий из бросания в
костер немного продуктов питания и произношения короткой молитвы. С охотой
также связан так называемый «закон тайги», или свод определенных запретов и
предписаний, которыми руководствуются в тайге. Два сакраментальных предписания
звучат так: никогда не бери больше, чем требуется и - раздели поровну между
товарищами.
До революции одулы пользовались большим
количеством традиционного инвентаря, начиная от предметов домашнего хозяйства,
таких как посуда из березовой коры, и кончая санями к собачьим упряжкам. Все
употребляемые предметы были изготовлены из того, что давала тайга и река, а,
следовательно, из камня, дерева рога и рыбьей кости. И сегодня некоторые из
этих изделий можно тут и там встретить, но, однако, функционируют они более в фольклорных
реликвиях или музейных экспонатах.
ЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Нелемное насчитывает 300 жителей, около
половины которых составляют юкагиры, или, по крайней мере, такую национальность
указывают в свидетельствах и актах о рождении, а также в личных доводах. Живут
там также якуты, русские, белорусы, украинцы, долгане, эвены, также есть одна
женщина еврейского происхождения и один мужчина польского происхождения.
Согласно опросам в поселке есть
только несколько чистых юкагиров, предки которых были исключительно юкагирами.
Во всей деревне едва около 20 человек смогли свободно разговаривать на
юкагирском языке. Большинство «зарегистрированных» одулов происходит из
смешанных якутско-юкагирских, а также других семей. Малочисленным народам
севера гарантируется ряд льгот, а также внушительное финансовое обеспечение.
Отсюда национальность записывается не по отцу, а по родителю, который является
юкагиром. Поэтому, также в деревне живут люди, не напоминающие физическим типом
юкагиров, будучи ими формально.
В Нелемском обществе существуют два
основных разделения. Первое из них базируется на расовых чертах и разделяется
на русских (белых) и «местных», или народность азиатского происхождения. Второе
включает разделение на юкагиров и якутов, а также эвенов.
Юкагирско-якутский конфликт представляется
более сильным. Он имеет исторические корни и связан с использованием одулов
якутскими купцами в предреволюционный период. Сегодня влияние на отношения
между этими группами имеет также доминирующая позиция якутов в республике. С
другой стороны эти последние упрекают юкагиров в лени, а также в чрезмерном
пользовании льготами. Проявлением напряжения между этими национальностями может
быть частое использование слова якут как клички.
В прошлом также существовал сильный
юкагирско-эвенский конфликт, следы которого можно встретить и сегодня, в таких
выражениях — «эвен это совсем как не человек». Однако он закончился вместе с
отходом эвенов в горы Ага-Таас. (9) Те, которые
остались, сегодня стыдятся признаваться о своем происхождении. Очевидно, что
эти антагонизмы не касаются всех жителей – трудно, в конце концов
конфликтовать, когда жена юкагирка, муж якут, а невестка украинка.
Жители Нелемного сегодня стоят перед новым
вызовом. Коммунисты в течении многих лет пробовали ассимилировать все
национальные меньшинства, что не до конца им удалось. Сегодня православная
церковь начала широко задуманную акцию христианизации на территориях бывших
республик СССР. В 1996 году имел место первый за 80 лет визит православных
попов в Нелемное и массовое крещение жителей. К крещению приступило очень много
взрослых и детей. Однако были и такие, которые отнеслись к этому скептически.
Быть может то, что не удалось свершить предыдущей системе, удастся духовенству.
Летом 1997 года попы снова наведали деревню.
КУЛЬТУРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Главной целью исследования было
присмотреться к современным процессам, происходящим в обществе таежных
юкагиров, связанных с культурным возрождением. Основным составным элементом
этих перемен является сфера духовной культуры. Верования жителей поселения
являются остатком сложной анимистической религиозной системы, основывающейся на
тесных связях с природой. Продолжается до сегодня вера в Хозяина Тайги, а также
хозяев отдельных мест (деревьев, реки). С этим связываются точно обозначенные
ритуальные действия, такие как кормление огня или реки, которые имеют целью
получить расположение и опеку сацрум.
Вышеописанные элементы каждый раз все чаще
приобретают характер символа юкагирской культуры. Их используют по случаю
различных торжеств, на пример как начало школьного года. В Нелемном существует
национальная юкагирская школа (10), реализующая
типовую для Якутии этнопедагогическую программу. Проводится изучение
юкагирского языка, а также блок экспериментальных предметов, связанных с
юкагирской культурой. Школа является очень важным учреждением, так как вокруг
нее группируется вся вне семейная жизнь молодого поколения, поэтому на нее
также делается упор на строительство национальной тождественности.
В 1991 году появилась в Нелемном по
инициативе Комитета по делам народов Севера (позднее Министерство) Родовая
Община, носящая ныне название «Теки Одулок». Она приняла дела, а так же часть
имущества бывшего совхоза. Как легко можно догадаться, она не функционирует
подобающе, однако является важной, так как группирует (по крайней мере, должна)
местных одулов.
Очередным важным моментом в новейшей
истории юкагиров с Верхней Колымы были события связанные с Первым съездом
юкагиров, который был организован в Нелемном в 1992 году. На эту встречу
приехали юкагиры из различных районов Якутии. Самым важнейшим начинанием съезда
был праздник Шахадьибэ. В его основу положено описание исследователей XIX века,
праздника встречи юкагирских родов - Шагадебс. Основу эту протрактовали,
однако, довольно свободно, накладывая на нее различные новые, необязательно
юкагирские элементы. Появилось творение, состоящее из смеси юкагирской
традиции, элементов обрядности археологических культур с территории Якутии, а
также якутского и эвенского фольклора. Этот праздник провели впервые во время
съезда, согласно точно приготовленного сценария. Проводиться и сегодня, хотя начинает
каждый раз все больше отходить от своего первообраза 1992 года. Их возбуждают
одновременно многочисленные разногласия, многими жителями не принимаемые.
Одулы подумывают также и об автономии.
Юкагирская интеллигенция, составляющая Совет Старейшин этого народа,
подготовила проект устава «О Суктууле (11)
юкагирского народа». Она требует образований автономного округа в двух самых
больших концентрациях юкагиров - Нелемное и Андрюшкино. Проект этот сейчас
дискутируется в Якутском парламенте.
По инициативе Республики, а также Института
проблем малочисленных народов Севера, в Якутске появились также многочисленные
программы культурно-экономического развития. Однако ввиду недостатка средств
они не реализованы.
ПРИМЕЧАНИЯ
1). В
научной поездке участвовали: Моника Хойнацкая, Ярослав Дерлицкий, Михалина
Фалинская, Войтех Липинский, Кшиштоф Виттелльс.
2). Фольклор
юкагиров Верхней Колымы, Якутск, 1988.
3). Данные
из переписи населения в 1989 г.
4). Jochelson W. The Yukagir
and Yukaghirized Tungus, New-Jork, 1926.
5). Эта была политика укрупнения, когда ликвидировали
небольшие поселения, сосредотачивая народность в больших деревнях.
6). Жукова
Л. Н. Одежда юкагиров, Якутск, 1996.
7).
Спиридонов Н. И. Юкагиры (одулы)
Колымского округа, Якутск, 1930.
8). Хозяин
Тайги был, и сейчас является, одним из главных юкагирских божеств; заботится он
об удаче в рыболовно-охотничьих походах. Jochelson W., там же… Употребляется
и эквивалентное выражение Хозяин Земли.
9). Это было
связано с ликвидацией Нелемского колхоза и включением Нелемного в
Верхнеколымский совхоз в 1958 г. Оставили тогда там единственную
рыболовно-охотничью бригаду, перенеся разведение оленей, а вместе с этим и
эвенов, в горы Агра Таас.
10. Это
11-ти летняя школа.
Ярослав
Дерлицкий
Войтех
Липинский
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz