czwartek, 9 października 2014

ЎЎЎ Рувіма Дзяргажынская. Сара Ліўшыц з Баранавічаў у Якуцку. Койданава. "Кальвіна". 2014.


    Сара Хаімаўна Ліўшыц – нар. 28 сакавіка 1950 г. у абласным месьце Баранавічы Беларускай ССР (СССР), у габрэйскай сям’і.
    У 1972 г. скончыла хімічны факультэт Маскоўскага дзяржаўнага ўнівэрсытэту. Ад 1973 г. працуе у Якуцку, у Інстытуце геалёгіі, ад 1999 г. у Інстытуце праблемаў нафты і газу СА РАН, кандыдат хімічных навук.
    Літаратура:
*    Поживем-увидим. (Интервью с Сарой Хаимовной Лившиц). // Якутск вечерний. Якутск. № 43. 5 ноября 1999. С. 3.
*    Лифшиц С. Х.  Якутское общество еврейской культуры. // Илин. Историко-географический, культурологический журнал. № 1. Якутск. 2003. С. 34-36.
*    Якутское общество еврейской культуры // Илин. Историко-географический, культурологический журнал. № 1-2. Якутск. 2007. С. 72-73.
    Лифшиц С. Х.  Модель механохимического преобразования рассеянного органического вещества осадочных пород в сверхкритической среде глубинных флюидов как возможный механизм образования нефти. // Наука и образование. № 2 (46). Якутск. 2007.С. 150-155.
*    Лифшиц Сара Хаимовна. // Ученые Якутского Института геологии. 50 лет. Якутск. 2007. С. 71-72.
    Лифшиц С. Х. Влияние флюидов на проницаемость осадочных пород на примере сверхкритического диоксида углерода // Черные сланцы: геология, литология, геохимия, значение для нефтегазового комплекса, перспективы использования как альтернативного углеводородного сырья. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 23-25 июля 2015 г. Якутск. 2015. С. 162-166.
    Рувіма Дзяргажынская,
    Койданава


    На наши вопросы о дне сегодняшнем отвечает председатель общества еврейской культуры Сара Хаимовна ЛИВШИЦ.
    — Наше общество существует с 1991 года, с того времени, как народам, проживающим на территории России, было разрешено объединяться по национальному признаку в общество или общины. До этого было 60-летнее молчание. С 1930 года кроме неофициального похоронного братства при еврейском кладбище никаких объединений не было. Культура, традиции, язык — все оказалось утерянным. Сейчас у нас работает воскресная школа для детей, ульпан по изучению иврита. Мы сами учимся и стараемся передать свои знания детям.
    Для того чтобы прийти к вам, обязательно ли быть евреем?
    — Конечно, нет. Ведь у нас общество еврейской культуры, и если кого-то интересуют эти вопросы, пожалуйста, мы будем только рады. Кроме того, ведь сейчас много смешанных браков, не будем же мы разделять членов семьи по национальному признаку. Мы никого не выгоняем. Считаем, чем больше дети будут знать о культуре, истории и традициях друг друга, тем меньше в будущем будет межнациональной неприязни. К тому же детям сейчас и пойти особо некуда, мало где с ними занимаются бесплатно.
    Как Ваши предки попали в Якутию?
    — Мои предки с Белоруссии. В Якутск я приехала только в 1993 году. А вот мой муж — настоящий якутянин, его династия насчитывает пятое поколение в Якутии. Познакомились мы с ним в Москве, будучи студентами. После окончания Московского университета приехали в Якутск.
    То, что Ваш муж тоже из еврейской семьи — это случайность? И как Вы относитесь к смешанным бракам?
    — Скорее, это судьба. А что касается смешанных браков... Тут ничего не поделаешь, ассимиляция идет во всем мире. У нашего сына тоже смешанный брак. Поддерживаю ли я это? Скорее нет, чем да. Думаю, что в будущем должно быть много народов со своей самобытной и неповторимой культурой, чем некое единообразие.
    Расскажите, пожалуйста, как предки Вашего мужа попали в Якутию?
    — Они прибыли сюда в 1876 году в ссылку. Жить евреям было здесь очень трудно. Им не разрешалось заниматься профессиональной деятельностью, вести свое сельское хозяйство. Заработать на жизнь можно было только занимаясь мелкой торговлей, ремеслами или работой извозчика. В торговле еврей мог достичь звания купца второй гильдии. Если кто-то хотел преуспеть больше, ему необходимо было креститься, то есть отказаться от своей веры.
    А если еврей принимал крещение, то...
    — Он получал новое имя и переставал быть евреем. Хотя, с точки зрения иудаизма, из еврейства выйти нельзя. Часто приводят аналогию, что еврейство — это семья. Человек становится евреем потому, что он родился именно в этой семье, а не в какой-то другой. И даже если семья ему не нравится и он перестает жить ее проблемами, это никак не влияет на факт его семейной принадлежности.
    Можно ли евреем стать?
    — Для этого надо принять гиюр. Но этой очень сложная процедура, надо доказать свое желание стать евреем. Показать отличные знания в религии, традициях, истории, языке. В России сделать это практически невозможно. Я знаю только одного молодого человека из Иркутска, которому удалось принять гиюр.
    Много ли евреев эмигрировали из Якутска?
    — Достаточно. Уезжают, в основном, в Израиль.
     Почему?
    — Да потому, что Израиль —это страна для евреев, где никто никогда не сможет тебя оскорбить или унизить.
    А Вы были в Израиле?
    — Да, один раз. Но пока на постоянное место жительства в Израиль не уезжаем. Ведь мы выросли в этой стране, в этой культуре, трудно менять язык, привычки, друзей. Для молодежи это значительно легче.
    Приходилось ли Вам здесь сталкиваться в проблемами антисемитизма?
    — Конечно, но в Якутии значительно реже. Здесь стоит другая межнациональная проблема: коренное население и русскоязычное.
    Вы не собираетесь возрождать здесь синагогу?
    — Нет, общество наше небольшое. Хорошо, если раввин будет приезжать к нам раз в год. Быть настоящим иудеем у нас очень сложно. Нужно соблюдать субботу, есть только кошерную пищу... Богобоязненный еврей трижды в день ходит молиться в синагогу. Пока все это у нас нереально. Если к нам приезжают религиозные евреи, они всю пищу, даже воду везут с собой, так как наши продукты не являются кошерными. Однажды у нас в гостях была семейная пара. В страшную жару муж не позволил жене выпить ни глотка воды.
    Помогают ли обществу Ваши соплеменники, занимающие здесь высокие посты, все ли они являются членами общества?
    — Иногда помогают, если не финансово, то чем-то организационно. А членами общества у нас являются далеко не все евреи, в том числе и не занимающие никаких постов.
    Есть ли в обществе что-то типа “общака”?
    — Мне непонятно это слово. Если имеется в виду нечто похожее на кассу взаимопомощи, то нет. С финансами, конечно, сложно. Но на необходимые мероприятия постепенно деньги находятся. Вот этим летом бельгийская фирма “Карадиам” спонсировала издание второй части книги А. Гройсмана “Евреи в Якутии”. В проведении праздников нам часто помогает христианская церковь “Слово жизни”.
    Как Вы считаете, есть ли все-таки будущее у Вашего общества?
    — Я не предсказатель, поживем — увидим. В одном лишь уверена: если будущее страны будет светлым и прогрессивным, то будет будущее и у нас, национальных обществ и общин.
    /Якутск вечерний. Якутск. 5 ноября 1999. С. 3./



                                ЯКУТСКОЕ ОБЩЕСТВО ЕВРЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
    Якутское общество еврейской культуры было образовано в 1991 году — одним из первых среди национальных объединений. Организатором и первым председателем общества стал Лев Мушарацкий, весьма неординарный человек, полный идей, замыслов, проектов. Оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что главным достижением в его деятельности было то, что он разбудил, расшевелил людей, заставил их поверить, что возможно возрождение еврейской культуры и традиций у нас в Якутске.
    Скепсиса было достаточно. Ведь национальная еврейская жизнь в Якутске закончила свое существование в конце тридцатых годов, когда была закрыта синагога. Целых 60 лет евреев связывало с еврейством, как это ни парадоксально, только еврейское кладбище. Люди, которые практически полностью ассимилировались в обыденной жизни, все же хотели, чтобы их родные и близкие были похоронены по еврейским обычаям. Большой вклад в сохранение кладбища, в том числе и как культурно-исторического объекта г. Якутска, внесли уважаемые всеми нами люди, которых, к сожалению, уже нет в живых: И. Мишлимович, И. Кершенгольц, Я. Мишлимович, Г. Мутерперл и другие.
    К моменту создания общества в городе не было людей, владеющих ивритом. Еврейские традиции и обычаи были забыты, праздники не отмечались. У многих возникало вполне обоснованное сомнение — возможно ли пробудить национальное самосознание в людях, которые о своей национальности знают лишь по графе в паспорте.
    Большая заслуга и Льва Мушарацкого, и следующих председателей: Александра Гройсмана, Светланы Семешко, Владимира Спектора в том, что они не стали замыкаться только на деятельности внутри общества, а искали контакты и связи с появляющимися по всей России еврейскими обществами, международными организациями. Помощь, которую оказало нам посольство государства Израиль и международные еврейские организации, невозможно переоценить. Нам предоставили возможность учиться и по цепочке передавать свои знания другим. Общество продолжает получать учебники по изучению иврита, истории и традиций еврейского народа, методическую литературу, аудио- и видео-материалы. Наиболее активных членов нашего общества вызывают и обучают на семинарах в городах России и в Израиле.
    Интеллигент, ученый Александр Гройсман заинтересовался историческим прошлым якутских евреев, потратил огромное количество своего свободного времени на изучение республиканских архивов. Он собрал бесценный материал по истории появления и жизни евреев в Якутии. В результате им была написана книга «Евреи в Якутии». К сожалению, ее долго не удавалось издать из-за отсутствия необходимых средств. Книгу пришлось разбить на две части. Первая часть была напечатана в 1995 году, спонсировал ее издание якутский бизнесмен Эдуард Эдельштейн. Вторая часть книги увидела свет в 1999 году, спонсором выступила бельгийская фирма «Карадиам» во главе с Патриком Давидовичи. Всю редакторскую работу взял на себя Владимир Спектор, художественное оформление — Наталья Тодуа. Но к тому времени, когда книга вышла в свет, автор ее жил уже в Америке.
    Большое внимание общество всегда старалось уделять детям. Усилиями Светланы Семешко, Владимира Спектора, Елены и Михаила Гуревичей, Сары Лифшиц удалось осуществить проекты по созданию воскресной еврейской школы, организации летних лагерей. Еврейская воскресная школа работает в Якутске с 1994 г. Ведется преподавание иврита, традиций, истории еврейского народа, проводятся занятия музыкой и английским языком.
    Стало традицией отмечать еврейские праздники. Большую лепту в подготовку и проведение праздников внесли Лев Голубь, Рита и Анатолий Виленские, семья Гуревичей, Сара Лифшиц. Много творческой фантазии, художественного вкуса и мастерства проявила Наталья Тодуа при оформлении праздников в духе еврейских традиций. Ею были также сшиты национальные костюмы. Некоторые праздники нам помогают проводить посланцы молодежной еврейской организации «Гилель». В 2001 году для проведения Песаха к нам в гости приезжали два молодых американских парня, которые полностью воспроизвели традиции пасхального Седера.
    Члены нашего общества проявляют большой интерес к еврейской литературе. На протяжении ряда лет общество является подписчиком региональной еврейской газеты «Шалом». Федерация еврейских общин России присылает нам свежие номера журнала «Лехаим», газеты «Еврейское слово». Санкт-Петербургский Институт общинных и социальных работников помогает формировать еврейскую библиотеку. Начало библиотеке положил Александр Гройсман, который собрал около сотни книг по еврейской тематике и подарил обществу. Многие члены общества занимаются по учебной программе «Лимудим» при Международном Университете Иудаизма.


    В настоящее время нами также ведется работа по оказанию помощи нуждающимся и пенсионерам. Огромная работа в данном направлении проведена Александром Гоммерштадтом. Установлены контакты со Всемирной еврейской организацией «Помощь и утешение». Периодически людям выдаются продуктовые посылки, раздаются газеты и журналы.
    Совместно с еврейской религиозной общиной, председателем которой является Александром Гоммерштадт, раз в квартал издается газета «Евреи в Якутии». Редактором газеты является молодой, энергичный и талантливый ученый Валентин Спектор.
    Не раз оказывало нам финансовую поддержку, курировало нашу работу, помогало с помещением Министерство по делам народов Якутии. Благодаря этой помощи нам удалось сшить национальные костюмы, приобрести музыкальный центр. Эта помощь часто выручала нас при проведении праздников.
    Основные трудности в работе общества, мы считаем, связаны с отсутствием своего постоянного помещения, где мы могли бы разместить библиотеку, предметы, символизирующие принадлежность к еврейской традиции, истории, где могли бы дать возможность людям приобщаться к еврейской культуре в любое удобное для них время.
    Можно с уверенностью сказать, что прошедшее десятилетие станет заметной вехой в истории якутского еврейства, так как именно в эти годы произошло возрождение и становление еврейской культуры, обычаев и традиций, приобщение людей к своему историческому наследию.
    Сара Лифшиц,
    председатель Якутского общества еврейской культуры
     /Илин. Историко-географический, культурологический журнал. № 1. Якутск. 2003. С. 34-36./








                                                                       Сара Лифшиц
    Якутское общество еврейской культуры было образовано в 1991 году. Председателем его является Сара Хаимовна Лифшиц. К моменту создания общества в городе не было людей, владеющих ивритом. Еврейские традиции и обычаи были практически забыты, праздники не отмечались. Многие задумались о возможности пробудить национальное самосознание, возродить язык, культуру и обычаи народа.
    В образовании общества еврейской культуры большую роль сыграли Лев Мушарацкий и председатели Александр Гройсман, Светлана Семешко, Владимир Спектор. Все они не замыкались только на деятельности внутри общества, а устанавливали контакты и развивали связи с еврейскими обществами других регионов России, а также структурами государства Израиль. Действенную помощь в становлении и развитии общества оказали посольство государства Израиль, еврейский культурный центр в Москве. Снабжая общество учебниками, методической литературой, аудио и видеоматериалами по изучению иврита, истории, традиций еврейского народа, они предоставили возможность учиться и по цепочке передавать полученные знания следующим поколениям.
    При обществе с 1994 года работает воскресная школа. У истоков создания школы стояли Светлана Семешко, Владимир Спектор, Елена и Михаил Гуревичи, Сара Лифшиц. В школе ведется преподавание иврита, традиций и истории еврейского народа, музыки и английского языка. Общество отмечает национальные праздники Песах, Ханука, Пурим, Рош ха Шана, в возрождении которых принимали участие в свое время Лев Голубь, Рита и Анатолий Виленские, семья Гуревичей и другие.
    В настоящее время подготовкой и проведением праздников занимаются Сара Лифшиц, Александр Гоммерштадт, Наталья Тодуа, Юлия Гоммерштадт. На этих праздниках звучат старинные и современные еврейские песни в исполнении Валерия Касаткина, Валерия Стефанского, Натальи Москвиной. В 2001-2002 гг. праздник Песах во всем его разнообразии и с соблюдением всех традиций пасхального Седера воспроизводили представители молодежной организации “Гилель” из Америки.
    Большой вклад в развитие еврейской культуры внес Александр Гройсман. Потратив огромное количество времени и энергии, он собрал в Национальном архиве Республики Саха (Якутия) бесценный материал об истории появления и жизни евреев в Якутии и издал книгу “Евреи в Якутии” в двух частях. Книга издана на спонсорскую помощь, оказанную якутским бизнесменом Эдуардом Эдельштейном и бельгийской фирмой “Карадиам” в лице её руководителя Патрика Давидовичи.
    В обществе есть своя библиотека, которой Александр Гройсман подарил сотни книг по еврейской тематике. Библиотека ежемесячно пополняется газетами “Шалом” и “Еврейское слово”, журналом “Лехаим”. В формировании библиотеки помогают Федерация еврейских общин России, Санкт-Петербургский Институт общинных и социальных работников. При участии общества один раз в квартал выходит газета “Евреи в Якутии”, начало которой дал молодой и талантливый ученый Валентин Спектор. В настоящее время редакцией газеты занимается Наталья Тодуа. Интеллектуальная работа общества на этом не замыкается, многие его члены повышают уровень своего знания, занимаясь по учебной программе “Лимудим” при Международном Университете иудаизма.
    Активная работа ведется и в семейном, и в спортивных клубах общества. В семейном клубе организовываются посещение цирковых представлений, выезды на природу, обсуждения проблем воспитания детей и взаимоотношений в семье. В воспитании детей еврейские семьи стараются соблюсти этнонациональные традиции. Спортивный клуб помогает приобщить детей и взрослых к здоровому образу жизни через спортивно-оздоровительные мероприятия.
     /Илин. Историко-географический, культурологический журнал. № 1-2. Якутск. С. 72-73./










Brak komentarzy:

Prześlij komentarz