piątek, 10 października 2014

ЎЎЎ Мілька Зулус. Ураджэнка места Магілёў Хава Шэфцель у Якуцкай вобласьці. Койданава. "Кальвіна". 2014.

 

    Хава (Ева, Евгения) Ёселеўна (Исааковна, Ивановна) Шэфцель - нар. у 1868 г. у габрэйскай мяшчанскай сям’і, па ўсёй верагоднасьці, губэрнскага места Магілёў Расейскай імпэрыі. Мяшчанка места Ніжні-Ноўгарад. Сястра Рыўкі Шэфцель.

    Вучылася ў Маскоўскай гімназіі, але яе не скончыла. Працавала хатняй настаўніцай ды займалася пісьмовымі працамі ў прысяжных павераных у Маскве.

    За рэвалюцыйную дзейнасьць была арыштаваная і загадам ад 15 кастрычніка 1887 г. сасланая адміністрацыйна на 3 гады ў Заходнюю Сыбір у Томскую губэрню, дзе па прыбыцьці была ўселеная ва вуезднае места Бійск.

    Неўзабаве падала прашэньне аб пераводзе яе ў акруговае места Алёкмінск Якуцкай вобласьці, да хворай сястры Рыўкі. 5 лютага 1889 г. Дэпартамэнтам паліцыі перавод быў дазволены і яна атрымала прахадное пасьведчаньне ад Бійскага акруговага спраўніка і за ўласны кошт 23 лютага 1889 г. выехала ў Якуцкую вобласьць.

    Прыбыла ў акруговы горад Алёкмінск Якуцкай вобласьці 25 сакавіка 1889 г. і была пакінутая па жыхарства ў горадзе. 4 траўня 1889 г. падала прашэньне аб дазволе пражываць на Мачынскай рэзыдэнцыі, на капальні “Верная”, але з прычыны адсутнасьці там пісьмовай працы засталася ў горадзе.

    Іркуцкім генэрал-губэрнатарам 30 красавіка 1890 г., разам з сястрой Рыўкай, была пераназначаная на жыхарства ў акруговы горад Ніжнявудзінск Іркуцкай губэрні, куды яны і былі адпраўленыя 10 ліпеня 1890 г. з Алёкмінску.

    15 кастрычніка 1890 г., па заканчэньні выгнаньня, выехала з Іркуцкай губэрні ў акруговы горад Бійск Томскай губэрні, дзе ад 1891 г. знаходзілася пад тайным наглядам паліцыі.

    Пабралася, верагодна, шлюбам з Аляксандрам Рэдзькам Ды мела з гэтага дачку Аўгіньню. Памерла ў 1955 годзе.

    Мілька Зулус,

    Койданава

 

 


 

    196) Русс, Вильгельм Иванович; адм.-сс. (1888-1889), мещ. Смоленск, губ., б. студ. Петровской акад., лютеран., женат, 21 г. Высланный за какое-то «государственное преступление» в Архангельскую губ., оттуда по собственному желанию перевелся в Якутск. обл., желая жениться на высылавшейся в область адм. ссыльной Вере Шефтель, оставленной по болезни в Олекминске. 7/ІІ - 1889 г. умер от чахотки [Д. 18].

    [С. 214.]

    258) Шефтель, Вера Исааковна; адм-сс. (1888-1890), мещ. Могилевск. губ., замужняя, 22 л. В 1886 г. была выслана административно под надзор полиции в Якут. обл. на 4 г. Год прожила с мужем (пол. сс. Русс) в г. Олекминске, затем столько же на Мачинской резиденции (Олекм. окр.) и в 1890 г. была переведена в распоряжение Иркутского губернатора [Д. 16].

    259) Шефтель, Евгения Ивановна; адм-сс. (1889-1890), урож. Могилева, мещ. Н. Новгорода, девица, 21 г. Высланная админ. порядком на 3 г. в Зап. Сибирь, в 1889 г. по собственному желанию перевелась в г. Олекминск, где находилась в ссылке ее сестра В. Шефтель (по мужу Русс). Через год по смерти мужа сестры, вместе с последней была переведена в Иркутск. губ. [Д. 266].

    [С. 235.]

 






 








 

    Шефтель, сестры Вера (Рива) и Ева.

    См. «восьмидесятые годы».

    [Стлб. 2013.]

 

 









 






 

                                                                               1926

    25 января, воскресение.

    ...Был сегодня у Редьков и Тынянова. Редькам отдал 50 рублей, которые был им должен. А к Тынянову — зашел для души...

 Он сидел в столовой с женой, дочкой — и еще какими-то двумя. Такой же энергичный, творческий, отлично вооруженный. Прочитал мне сценарий «8.У.Э.» (Союз великого дела)1. Очень кинематографично, остроумно. Жаловался на порядки в Кино. Распоряжаются какие-то невежды, не хотят платить авторских. У него были столкновения с одним режиссером. «Вы меня покроете матом, а я вас разма-том». Эйхенбаум тоже пишет для Кино — пересказы Лескова. И его сценарий забраковали. (Должно быть, по заслугам, не его это дело!) Очень хвалит Тынянов доклад Лидии Яковлевны Гинзбург о кн. Вяземском. По поводу моего письма о плагиаторах рассказывал, что в прошлом году один молодой человек слушал его лекции о поэтах — и каждую неделю печатал их под своей фамилией в « Красной Газете». А недавно «Хаза» Каверина была воспроизведена одним плагиатором со всеми подробностями. Дошло до того, что у Каверина в «Хазе» — «Купальщица» Неффа и там «Купальщица» Неффа. Инна сказала: «Почему Мура мне не позвонит?» Я сказал: «Ишь какая ты важная, позвони Муре первая». Придя домой, я передал этот разговор Муре. Она сказала: «Я ей позвоню, чтобы она позвонила мне первая».

    [С. 361.]

    25 февраля. Четверг.

    ...Мурины именины протекали пышно. К ней с раннего утра пришла прачкина внучка Виктя — белая и круглолицая, вялая...

    ...Потом при[шли] к Муре Агатины дети — две очень милые девочки, потом Татьяна Александровна [Богданович], потом Редьки, принесли медвежонка, посуду и дивную куклу — очень художественно исполненную — русская золотушная девчонка из мещанской семьи, которых так много, напр., на Лахте. Мещане любят называть таких девчонок Тамарами.

    Мы сидели за столом и клевали носом. Мне хотелось спать. Поболтали о всякой ерунде и разошлись. Александр Мефодьевич Редько рассказывал, что во главе какой-то железной дороги теперь стоит стрелочник, и это несомненное повышение, ибо сперва был столяр (из ж.-д. мастерских), потом — смазчик, есть надежда, что лет через десять во главе дороги встанет кондуктор. Это будет «повышение квалификации». Рассказывал также о том, что один выпущенный из тюрьмы получил уведомление за несколькими подписями — «явиться за старыми подтяжками и отточенным карандашиком», которые были отобраны у него при водворении в тюрьме, но о золотых часах и запонках в этом уведомлении не б[ыло] сказано ни слова — словом, «все было беспокойно и стройно, как всегда»...

    [С. 373-372.]

                                                                               1927

    14 июня.

    ...Мура больна уже 10 дней. Аппендицит. 8 дней продолжался первый припадок, и вот два дня назад начался новый — почему, не известно....

    ...Болезнь переносит героически. Вчера меня страшно испугало одно виденье: я вхожу в столовую, вижу: крадучись, но уверенно и быстро идут две черные женщины — прямо к Муре, в спальню. Я остолбенел. Оказалось, это Т[атьяна] Ал[ександровна] и Евг. Ис. Сердце у меня перестало биться от этого символа. Как нарочно, я затеял веселые стишки для детей — и мне нужно безмятежное состояние духа....

    [С. 403-404.]

    6 августа.

    ...Были вечером Редьки...

    [С. 408.]

                                                                               1928

    4/VI.

    Любопытная неделя была у меня тотчас по выздоровлении. (1-ое). В «Ленингр. Правде» выругали Кроленко, назвали его арапом. Я вызвался написать протест и целый день истратил на все это дело. (2-ое). В той же «Правде» выругали Женю Редько за то, что она будто бы даром получала два года жалование в Александринке, пользуясь фавором дирекции. Меня попросили написать возражение. Я ездил с Женей к Адонцу и в «Правду» — еще один день пропал. (3-е)...

    ...Вчера был у меня Тан-Богораз и сидел пять часов неизвестно зачем, и я жалел старика и вытерпел весь длинный визит. Все это не доставило мне удовольствия — и я отныне решил обуздывать глупую мою «доброту»...

    [С. 451-452.]

 







 

                                                                    Глава Третья

                                                  4. Жертвы олекминской ссылки

    ...Многие из высланных в Сибирь не отличались здоровьем и, попав в суровые климатические условия, быстро заболевали, что для многих имело трагический финал.

    В. И. Руссу первоначально местом ссылки была назначена Архангельская губерния. Будучи водворенным в г. Пинеге, он обратился с прошением в Департамент полиции о своем переназначении в Восточную Сибирь, куда была назначена невеста — В. И. Шефтель. Распоряжением Департамента полиции от 16 октября 1887 г. ходатайство Русса было удовлетворено. Он был по этапам доставлен в Московскую центральную пересыльную тюрьму, в тюремной церкви которой 4 мая 1888 г. обвенчался с В. И. Шефтель [* ЦГАЯ, ф. 12, оп. 15, д. 229, л. 5-6.]. Вместе с женой Русс был отправлен в распоряжение якутского губернатора. С партией ссыльных прибыли в г. Олекминск 9 ноября 1888 г., где местный окружной врач констатировал, что у Русса “существует катар верхушек легких” и что дальнейшая его поездка опасна для здоровья [* Там же, д. 228, л. 15.]. Получив отправленное 10 ноября олекминским окружным исправником донесение и медицинскую справку о болезни В. И. Русса, якутский губернатор 25 ноября предписал оставить его с женой на жительство в Олекминске. Однако быстро прогрессирующая болезнь Русса, «чахотка», приковала его к постели. Он умер 7 февраля 1889 г. и 9 февраля был похоронен в Олекминске [* Там же, л. 26; Израэльсон А. Скорбные страницы якутской ссылки // В якутской неволе. – С. 205.].

    [С. 100-101.]

                                                                     Глава Пятая

                                       3. Письменные, педагогические и иные занятия

    ...Не только в 60 - 70-х годах, но и в 80 - 90-х годах политические ссыльные Олекминского округа, особенно ссыльно-поселенцы, в основном искали письменные работы в районе золотопромышленности. Олекминский окружной исправник 4 мая 1889 г. докладывал губернатору, что В. Русс и ее сестра Е. Шефтель обратились со словесной просьбой о разрешении им выехать: первая — в Мачинскую резиденцию, вторая — на прииск «Верный». Врач Мачинской резиденции и управляющий приисками Базилевского согласились принять их и просили отпустить их туда, «... где они могут иметь частные занятия по письменной части...» [* ЦГАЯ, ф. 12, оп. 15, д. 229, л. 28-31.]. Впоследствии выяснилось, что для Е. Шефтель работы на прииске нет, а В. Русс с разрешения губернатора с августа 1889 г. по март 1890 г. работала у мачинского врача А. А. Брауна письмоводителем [* Там же, д. 285, л. 24.]...

    [С. 160.]

                                                                   Приложение 1*

    * Приложения 1-4 составлены на основании данных справочников и архивных дел: Деятели революционного движения в России. Био-библиографический словарь. - М., 1927-1928. - Т. 1, вып. 1-2. - М., 1929-1932. - Т. 2, вып. 1-4. - М., 1933-1934. - Т. 3, вып. 1-2. - М., 1931-1933. - Т. 5, вып. 1-2; Политическая каторга и ссылка. Биографический справочник членов общества политкаторжан и ссыльно-по-селенцев. - М., 1934; Казарян П. Л. Верхоянская политическая ссылка. 1861-1903 гг. - Якутск, 1989; Кротов М. А. Якутская ссылка 70 - 80-х годов. - М., 1925; ЦГАОР, ф. 102, ДП, 2-е д-во, 1898 г...

    [С. 189.]

                ПОЛИТИЧЕСКИЕ ССЫЛЬНЫЕ ОЛЕКМИНСКОГО ОКРУГА (1826-1917 гг.)

                                                                                                                              Год

                                                                                                                  прибытия  выезда

    70. Русс Вильгельм Иванович                                                                1888        1889

    71. Шефтель Вера Исааковна                                                                 1888        1890

    72. Шефтель Евгения Исааковна                                                           1889        1890

    [С. 192.]

                                                                     Приложение 2

                                               ЖЕРТВЫ ОЛЕКМИНСКОЙ ССЫЛКИ

    Русс Вильгельм Иванович                                                                     - 1889 (умер)

    [С. 201.]

                                                                   Приложение 4

                                                        КРАТКИЕ БИОГРАФИИ

                              ПОЛИТИЧЕСКИХ ССЫЛЬНЫХ ОЛЕКМИНСКОГО ОКРУГА

                                                                    (1826-1917 гг.)

 

 

    РУСС ВИЛЬГЕЛЬМ ИВАНОВИЧ род. в 1867 г. в семье мещанина г. Вязьмы Смоленской губ. В 1884 г. окончил Саратовское Александро-Мариинское реальное училище, поступил в Петровскую академию. За революционную деятельность был арестован в 1886 г. и повелением от 11 февраля 1887 г. на 4 года сослан в Архангельскую губ. Будучи водворенным в г.Пинеге, подал прошение о разрешении вступить в брак с В. И. Шефтель и отбывать срок в назначенном ей месте жительства. Распоряжением Департамента полиции был переназначен в Восточную Сибирь. Доставлен в Московскую центральную пересыльную тюрьму, где 4 мая 1888 г. вступил в брак с В. И. Шефтель. Иркутским генерал-губернатором 8 декабря 1887 г. супруги Русс были назначены в Якутскую обл. Отправлены из Москвы по назначению в мае 1888 г.

    По прибытии в Олекминск 9 ноября 1888 г. он был оставлен по болезни в городе, олекминский окружной врач нашел его дальнейшую поездку опасной для здоровья. У него быстро развивалась чахотка. Умер 7 февраля 1889 г. и 9 февраля был похоронен в г. Олекминске.

    [С. 251-252.]

    ШЕФТЕЛЬ (по мужу РУСС) ВЕРА (РИВКА) ИСААКОВНА род. в 1866 г. в семье мещанина г. Могилева. За революционную деятельность была арестована и повелением от 22 октября 1886 г. выслана в Восточную Сибирь сроком на 4 года.

    По ходатайству жениха временно оставлена в Московской центральной пересыльной тюрьме, где по доставлении В. И. Русса вышла замуж за него 4 мая 1888 г. и вместе с мужем отправлена в Сибирь.

    Иркутским генерал-губернатором 8 декабря 1887 г. местом ссылки была назначена Якутская обл.

    Прибыла в г. Олекминск 9 ноября 1888 г. и по болезни мужа временно оставлена в городе. Возбудила ходатайство об оставлении на жительство в Олекминске и получила разрешение 25 ноября 1888 г. Согласно ее прошению, иркутский генерал-губернатор разрешил ей с мужем за собственный счет переехать на жительство в Балаганский округ Иркутской губ. После смерти мужа 7 февраля 1889 г. подала прошение о переводе на жительство в Мачу и оставлении ее в Олекминском округе. Получила разрешение и 12 августа 1889 г. переехала на жительство в Мачинскую резиденцию золотопромышленников, где занималась письменными работами. В начале марта 1890 г. вернулась в Олекминск.

    Иркутский генерал-губернатор 30 апреля 1890 г. разрешил перевод в Нижнеудинский округ Иркутской губ. Отправлена из Олекминского округа 10 июля 1890 г.

    По окончании срока ссылки 22 октября 1890 г. выехала из Иркутской губ. в г. Бийск Томской губ., где с 1891 г. находилась под негласным надзором полиции.

    [С. 252-253.]

    ШЕФТЕЛЬ ЕВГЕНИЯ ИСААКОВНА род. в 1868 г. в семье мещанина г. Могилев. Сестра В. И. Шефтель. Училась в Московской гимназии, но не окончила. Работала домашней учительницей и занималась письменными работами у присяжных поверенных в Москве. За революционную деятельность была арестована и повелением от 15 октября 1887 г. сослана на 3 года в Томскую губ., где по прибытии была водворена в г. Бийске.

    Подала прошение о переводе в г. Олекминск, к больной сестре Вере. Департаментом полиции 5 февраля 1889 г. перевод был разрешен. Получила проходное свидетельство от Бийского окружного исправника и за собственный счет 23 февраля 1889 г. выехала в Якутскую обл. Прибыла в Олекминск 25 марта 1889 г. и была оставлена на жительство в городе. 4 мая 1889 г. подала прошение о разрешении проживать на Мачинской резиденции, на прииске «Верном», но ввиду отсутствия там письменной работы осталась в городе.

    Иркутским генерал-губернатором 30 апреля 1890 г. вместе с сестрой переназначена на жительство в Нижнеудинск Иркутской губ., куда они и были отправлены из Олекминска 10 июля 1890 г.

    По окончании ссылки 15 октября 1890 г. выехала из Иркутской губ. в г. Бийск Томской губ., где с 1891 г. находилась под негласным надзором полиции.

    [С. 253.]

                                                                   ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

    Русс В. И.  100, 101, 124, 192, 201, 251, 252.

    [С. 474.]

    Шефтель (Русс) В. И. 101, 160, 192, 251, 252.

    Шефтель Е. И. 160, 192, 253.

    [С. 476.]

 






 








 

                                                 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ССЫЛЬНЫЕ

    ...Некоторые из государственных преступников, желая быть вместе, добровольно прибыли в ссылку в Якутскую область, в основном это были женщины. Из других мест ссылки по собственному желанию прибыли В. И. Александрова к М. А. Натансону, Е. П. Александрова к В. П. Арцыбушеву, Е. Ф. Ермолаева к С. Л. Геллеру, С. Н. Хлобошина к В. С. Серпинскому, Евгения Шефтель — из Западной Сибири в Олекминск к сестре В. Шефтель. К последней из Архангельской области с целью женитьбы прибыл В. И. Русс, который вскоре умер от чахотки...

    [С. 40.]

 











Brak komentarzy:

Prześlij komentarz