В
ИЕРУСАЛИМ
«БЕЗ ВСЯКОГО
ПАСПОРТНОГО ВИДА»
О времена, о нравы — восклицали древние.
Времена меняются, а нравы?
Сменилось уже которое поколение
человечества, а старшие все так же ругают молодых за распутство, отсутствие
морали и принципов. Сегодняшнее поколение молодых не исключение, его тоже кое в
чем частенько упрекают. Время скептицизма и неверия нас, в свою очередь,
заставляет сомневаться в высоконравственности наших «застойных отцов» и «революционных»
дедов. В дореволюционной, патриархальной России — вот когда царили чистота
нравов и порядок.
Алесь Барковский, член белорусского
общества «Суродзич» принес к нам в редакцию бесценные материалы — различные
прошения конца прошлого столетия. Эти документы красноречивее всего
рассказывают о нравах тех времен.
Жена «тунгуса Жуюганского рода» оформляет «визу»
в Иерусалим. Стремление приобщиться к высшим духовным благам неграмотной
женщины, если его измерить расстоянием от Олекминска до Иерусалима и учесть,
что в то время не было комфортабельных видов транспорта, кажется просто
невероятным.
Однако можно кое-что узнать другое о
тогдашних нравах. Есть, оказывается, свидетельства того, как девицы самого «беспаспортного
вида» терроризируют бедную старую еврейку, а рядовые Якутской Местной команды
окончательно вывели из себя полицейского надзирателя тем, что не хотели «отправляться
в казармы» из дома терпимости, содержимого, кстати, ссыльным мещанином.
В жизни, как в прошлом, так и в настоящем
соседствует все: вера и неверие, порок и добродетель, скромность и хамство,
нежность и грубость, зло и добро. И так будет всегда...
Его превосходительству, Господину Якутскому
Гражданскому Губернатору от жены Тунгуса Жуюганского рода Олекминского округа
Ксении Васильевой Тетериной.
Прошение
Прилагая при сем удостоверение за № 1089,
выданное мне из Олекминского окружного полицейского Управления, имею честь
покорнейше просить Ваше Превосходительство приказать кому следует выдать мне
срочный билет, согласно 222 ст. о пасп. Изд. 1890 г. для следования в Иерусалим
на поклонение Святым местам и билет сей выдать по месту моего жительства в г.
Олекминске через Олекминское Окружное полицейское управление. Для производства
билета посылаю две гербовых 80 к. достоинства марки.
К сему прошению за неграмотностью Тетериной
и по еу личной просьбе расписался Г. Долголевич, 1893 года 29 дня.
(Архив Республики
Саха ф. 12, оп. 1, д. 11653, л. 1)
Удостоверение
Дано сие от Олекминского Окружного полицейского
управления за подлежащей подписью и приложением казенной печати жене тунгуса
Жуюганского рода, Олекминского округа, Ксении Васильевой Тетериной в том, что
на выдачу ей срочного билета на свободное следование до г. Одессы, для
получения там паспорта, для следования в Иерусалим на поклонение Св. местам, со
стороны Полицейского управления препятствий не имеется.
Окружной исправник.
(Архив Республики Саха, ф. 12, оп. 1, д. 11653, л. 2.)
Литература:
*
В Иерусалим «без всякого паспортного вида». // Советы Якутии. Якутск. 2
октября 1993. С.5.
Гаена Жуй,
Койданава
БИБЛИОГРАФИЯ
И. И. Майновъ. Нѣкоторыя данныя о
тунгусахъ Якутскаго края. Труды Восточно-Сибирскаго Отд. И.Р.Г.О. № 2. 1898 г.
Иркутскъ.
Предлагаемая книга является лишь
предварительным отчетом об исследованиях автора: в предисловии (стр. XIII) он
говорит, что надеется с большою подробностью рассмотреть вопросы, намеченные в
настоящих очерках «кратко и несколько отрывочно», когда окончит разработку
всего имеющегося у него антропометрического материала, а также когда будут
результаты всенародной переписи 1897 г. и опубликованы труды экспедиции, снаряженной
Восточно-Сибирск. Отд. И.Р.Г.О. на средства И. М. Сибирякова для исследования
якутов. Автор принимал участие в этой экспедиции, но в продолжение 2 лет
занимался изучением именно якутов, специально же тунгусами он занялся лишь с 1896
г. Главная трудность при исследовании этого племени, по словам автора,
заключается в их бродячем образе жизни: почти целый год они блуждают по
каким-то неведомым дебрям и гоняться за ними по тайге, в надежде встретить 2-3
человек, не имеет смысла. Вследствие этих условий, а также и некоторых других,
напр., недостатка материальных средств и времени (стр. V), результаты
исследований оказались невелики по количеству собранных материалов. Тем не менее
книга является очень интересной в особенности потому, что литература о тунгусах
до настоящего времени слишком незначительна. Главная цель работы Майнова
заключается в доказательстве факта убыли тунгусского населения со времени
последней переписи (1859 г.) и в попытках выяснить характеристические черты и
причины этого явления. Для этой цели автор воспользовался имеющимися архивными
данными: подлинными ревизскими сказками, рапортами князьков, ведомостями,
составленными местной администрацией и др., а также и церковными данными:
метрическими книгами и исповедными росписями. Все эти данные, по заявлению самого
автора, имеют только приблизительную достоверность, но он говорит, что «способы
регистрации инородцев, доступные для администрации нашего времени в сущности
остаются почти такими же, какими они были и в конце прошлого столетия, и более
точных данных мы дождемся, конечно, еще нескоро» (15). Что касается материалов,
собранных автором путем опросов, а также записей, составленных по его просьбе
местным священником, то категорическое утверждение его, что «этот материал
безусловно надежен» очень сомнительно, если принять во внимание, напр.
склонность тунгусов утаивать детей, умерших до крещения (XII и 41). Тем не
менее все эти данные, взятые вместе, дают возможность автору установить несомненный
факт повсеместной убыли населения: с 1858 по 1895 гг. % прироста составляет в
разных родах -2,7, -6,9, -7,3 и даже -8,8; лишь в некоторых родах замечается
прибыль +2,9%. Причины убыли, по мнению автора, кроются в экономических
условиях быта населения. Постепенное ухудшение этих условий за последнее
столетие и настоящее крайне тяжелое состояние их обрисовано довольно подробно.
Постоянно вытесняемые якутами из своих родных мест, тунгусы успели сохранить за
собою от своей обширной территории только бесплодные болота, да горные кручи
(33). Уже в конце 40-х годов перед тунгусами стояла роковая дилемма или
исчезнуть, или изменить вековечные формы своего быта. Однако же, они не упали
духом и пытаются бороться за свое существование путем перехода к оседлости.
Автор, по-видимому, увлекается тунгусами и стремится доказать высокую
жизнеспособность их, так что о «вырождении» не может быть и речи, несмотря на
ужасающе факты «вымирания». (33, 34) Уменьшение населения автор приписывает
скорее усиленной смертности и эмиграции, чем понижению рождаемости (64). Глава
III, разработка антропологических данных содержит, критику литературы о
тунгусском типе, на основании собственных материалов автора и, несмотря на
незначительность самых материалов, является ценною для специалистов
антропологов. Вместо прежнего деления тунгусов на 2 ветви: северных и южных,
автор устанавливает 3 типа. Мало обоснованным кажется предположение автора и
тунгусах, как о самостоятельной ветви желтой расы, настолько же обособленной,
как тюрки, китайцы, японцы (117). Он полемизирует с проф. Петри, который
причисляет тунгусов к «северной смешанной группе». Между тем, во многих местах
предлагаемого труда (стр. V, 76, 81 и др.) сам же г. Майнов приводит
многочисленные доказательства неустойчивости тунгусского типа, легкости, с
которой они ассимилируются с другими народностями, напр. якутами и крайней
трудности вследствие этого выделить характерные черты из народности.
А. Зеленин
/Научное Обозрѣніе. Ежемѣсячный журналъ. № 8. Август. С.-Петербургъ. 1899.
С. 1608-1609./
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz