środa, 20 listopada 2019

ЎЎЎ 1. Гугнір Водын Кадар, Эдыт Сівіла Рампа. Рагнеда ў Якуцку. Ч. 1. Койданава. "Кальвіна". 2019.



     Прозаик, публицист, фельетонист, литературный и театральный критик, драматург, автор сатирических стихотворений - Александр Валентинович Амфитеатров родился 14 (26) декабря 1862 г. в губернском городе Калуга Российской империи.
    Отец, Валентин Николаевич — протоиерей, настоятель Архангельского собора Московского Кремля, мать Елизавета Ивановна (в девичестве Чупрова), дочь мосальского протоиерея Иоанна Филипповича Чупрова.
    Александр Амфитеатров окончил юридический факультет Московского университета (1885). С 1882 г. сотрудничал в журналах «Будильник», «Осколки», газете «Русские ведомости». Выступал как оперный певец (баритон), был зачислен в труппу Мариинского театра, учился пению в Италии, пел в Тифлисе и Казани.
    В 1889 г. оставил оперную карьеру. Работал в газете «Новое обозрение» (Тифлис). С 1891 г. жил в Москве; сотрудник газеты «Новое время» (1892-1899). В 1899 г. вместе с журналистом Власом Дорошевичем создал газету «Россия» (запрещена в 1902 г. из-за публикации сатиры на царскую семью «Господа Обмановы»). В 1902-1903 гг. находился в ссылке в Минусинске, затем Вологде. По возвращении из ссылки работал в газете «Русь». В 1904-1916 гг. находясь в эмиграции (Франция, Италия), издавал журнал «Красное Знамя».
    16 мая 1905 г. Амфитеатров был посвящен в парижскую масонскую ложу «Космос» (№ 288), находившуюся под эгидой Великой Ложи Франции. Возведен во 2-ю и 3-ю степени 30 января 1906 г. Был членом ложи по 1908 г.



    В 1912 году произведения Александра Амфитеатрова вышли на белорусском языке: «Амфітэатраў Аляксандр Валянцінавіч. Хілібертава пакута. – Вярба. – Палятуха. [На вокл.: і Балотная царыца]. Вольны пер. [з рус.] В. Л. Вільня, выд. “Нашай нівы” коштам Т. Г. [Тэрэзы Гардзялкоўскай], друк. “Прамень”, 1912. 32 с. 3000 экз. 5 к.» /Паказальнікі да раздзела “Выданні на беларускай мове. ХІХ – пачатак ХХ ст.” // Кніга Беларусі 1517–1917. Зводны каталог. Мінск. 1986. С. 209./
     В 1916 г. Александр вернулся в Россию, где возглавил отдел публицистики газеты «Русская Воля», печатался  в газете «Петербургский Листок», журналах «Нива», «Огонёк», редактировал журнал «Бич». В конце 1917 г. редактировал газету Совета союза казачьих войск «Вольность», в 1917-1918 г. печатал статьи, направленные против большевиков, в газетах «Петроградский Голос», «Петроградское Эхо», «Новые Ведомости». С ликвидацией свободной печати преподавал литературу в Педагогическом институте, в женской гимназии, переводил с итальянского для издательства «Всемирная литература».
    23 августа 1921 года Александр Амфитеатров бежал на лодке с семьёй из Петрограда в Финляндию. Жил в Праге, затем в Италии.
    Умер 26 февраля 1938 года в Леванто (Лигурия) в Итальянской республике.
    В 1886-1891 гг. А. В. Амфитеатров работал над исторической драмой, которая была издана в типолитографии Лашкевича [22 см, 123 с.] в 1892 г. в Москве под названием «Полоцкое разорение. Драматические сцены в четырех действиях», без указания автора. Впервые она была поставлена на сцене Императорского Московского Малого Театра 26 декабря 1897 г. в постановке А. И. Южина (Сумбаташвили), где он также сыграл роль варяга Игульфа, а роль полоцкой княжны Рогнеды сыграла М. Ермолова. Музыку к спектаклю написал композитор Н. Р. Кочетов (1895 г., op. 7; переделана в сюиту № 2), который также дебютировал в качестве дирижёра исполнением своей музыки к трагедии.
    Позднее А. Амфитеатров написал сценарий к фильму «Рогнеда», по собственной исторической пьесе «Полоцкое разорение», которым заинтересовалась российская компания «Торговый дом „П. Тиман и Ф. Рейнгардт” [«П. Тимман и Ф. Рейнгардт»]», занимавшаяся производством и распространением кинофильмов. Компания была образована в марте 1909 г. под именем «Глория»  по инициативе Пауля Тимана [Тиммана] при участии табачного фабриканта Фридриха Рейнгардта, с 1911 г. уже известная  как «Торговый дом „П. Тиман и Ф. Рейнгардт“», а затем «Торговый дом „П. Тимман, Ф. Рейнгардт, С. Осипов и К°”», а также «Амброзио».
    Фильм «Рогнеда» (430 метров кинопленки) поставил режиссер Владимир Николаевич Кривцов. Роли исполняли: Елена Уварова – княгиня Рогнеда, Петр Воинов – князь Ярополк, Владимир Кванин – князь Владимир, Яков Протазанов - князь Рогвольд, Владимир Кривцов - Ингульф. 10 (23) ноября 1911 г. состоялся премьерный показ фильма, а в 1914 г. фильм демонстрировался в Якутске, в синематографе отставного казака Якутского казачьего полка Пантелеймона Иннокентьевича Никулина.
    В конце июля 1912 г. Никулиным в зале Областного музея, с разрешения губернатора, на аппарате братьев Пате была продемонстрирована картина «Песня каторжанина» (по русской народной песне), а с 29 июля 1912 г. синематограф П. И. Никулина начал работать ежедневно. С 19 августа 1912 г. синематограф стал называться «Театром-иллюзионом П. И. Никулина». В сентябре 1912 г. синематограф Никулина переехал в здание клуба Общества приказчиков у Талого озера. Летом 1913 г. П. Никулин со своим синематографом-палаткой побывал в Нюрбе и Олекминске, а по пути крутил кино в наслегах. В 1914 г. его синематограф назывался «1-й Гранд-иллюзион П. И. Никулина». За один сеанс показывали 6-8 фильмов. Просмотр сопровождался игрой на пианино. В антрактах играл духовой оркестр. По окончании сеанса устраивались танцы. Входные билеты стоили от 25 копеек до 1 рубля. Сбор за один сеанс составлял 116-120 рублей. В декабре 1915 г. городская управа приобрела синематограф П. И. Никулина, который стали называть «Кинематограф общества приказчиков».
    О содержании картины «Рогнеда» можно судить по аннотации к ней помещенной на первой страницы газеты Якутская Окраина /№ 27 от 2 февраля 1914 г./, выходившей в Якутске.

                                                          «1-й ГРАНД-ИЛЮЗИОН
                                                                П. И. НИКУЛИНА
                                                                             *
                                                         ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
    В воскресенье 2 и понедел. 3 февр. с. г. как и всегда новая интересная и обширная по качеству так по колич. картин.
                                                                   ПРОГРАММА
                                                                      РОГНЕДА
    Далеко по всей южной Руси славилась красотой и мудростью Рогнеда, дочь Полоцкого князя Рогволода, и вот их ближайший сосед Владимир, князь Киевский, решил посвататься к красавице. С богатыми дарами явились послы русского князя просить руки Рогнеды, но гордая дочь варяга ответила им оскорбительным отказом и градом насмешек. Взбешенный полученным оскорблением, Владимир, собрав дружину и, взяв приступом Полоцк, убил Рогволода и объявил его дочь своей женой. Рогнеда, затаив горе и ненависть, согласилась, но в первую же ночь, когда полные радости победители пировали в княжеских хоромах, она пробралась к пленным, освободила своего возлюбленного - варяжского витязя Ингульфа и дала яму клятву жестоко отомстить убийце своего отца... Прошло 7 лет. У Рогнеды родился сын Изяслав, она смогла привыкнуть и полюбить мужа и совершенно забыла о данной клятве. Однажды на охоте медведь смял князя и плохо бы ему пришлось, если бы на его крики не прибежал Ингульф, возвращающийся после многолетних странствований к своей Рогнеде.
    Ударам кинжала варяг освободил Владимира, и благодарный князь, который не узнал Ингульфа, принял его в свою дружину. Встреча Ингульфа разбудила в души Рогнеды былую ненависть и напомнила о неисполненной клятве. В той же день под влиянием Ингульфа она покушается убить спящего мужа, но Владимир просыпается и успевает вырвать нож из рук жены. Ужасен гнев князя, но ребенок Изяслав становится между отцом и матерью и спасает Рогнеду. Рогнеда, как бы очнувшись от страшного сна, просит прощения у Владимира и указывает на Ингульфа, как на виновника покушения. Ингульф пытается спастись бегством. Преследуемый врагами, он бросается в реку и, раненый стрелой, погибает».
    Как замечает белорусский историк-писатель Владимир Орлов: “За царскім часам пра Рагнеду быў зьняты мастацкі фільм (праўда, вельмі далёкі ад рэальных падзеяў).» /Арлоў У.  Таямніцы полацкай гісторыі. Мінск. 1994. С. 35./ “Пры жаданьні можна абвінаваціць аўтараў і ў імкненьні да «дегераізацыі» полацкай князёўны. Тым не меней фільм быў створаны, а пра новы, сучасны, нам застаецца толькі марыць...” /Арлоў У.  Таямніцы полацкай гісторыі. Мінск. 2000. С. 38./
    Литература:
*    Клецкин А. А.  Кино в жизни якутян. Якутск. 1973. 7-10.
*    Баркоўскі А., Карлюкевіч А.  Рагнеда ў старой кінастужцы. // Наша слова. Мінск. 25 жніўня 1993. С. 3.
*    Баркоўскі А.  Рагнеда ў Якуцку. // Голас Часу. Царкоўна-грамадзкі часопіс. № 31 (4). Ліпень-Жнівень. Лондан. 1994. С. 18-19.
*    Арлоў У.  Таямніцы полацкай гісторыі. Мінск. 1994. С. 35.
*    Прилично ли священнику посещать синематограф? // Пестерев В. И.  Исторические миниатюры о Якутии. Якутск. 1993. С. 58-61.
*    Баркоўскі А.  “Рагнеда” ў кінематографе П. Нікуліна 1914 года. // Голас Радзімы. Мінск. 27 мая - 3 чэрвеня 1999. С. 1, 5.
*    Арлоў У.  Таямніцы полацкай гісторыі. Мінск. 2000. С. 37-38.
*    Амфитеатров Ф.  Полоцкое разоренье. Драматическая пьеса. Рогнеда. Сценарий фильма. Койданава. 2012. 45 л.
*    Гугнир Эдыт Рампа. Рогнеда в Якутске. Койданава. 2014. 5 л.
    Гугнир Один Кадар,
    Эдит Сивила Рампа,
    Койданава





Brak komentarzy:

Prześlij komentarz