Джозеф Сандерс (Joseph
Saunders; Joseph Sanders, Юзаф Саўндэрз; Jozefas Saundersas, Осипъ Ивановичъ
Сандерсъ, Джозеф Саундерс) – род. в 1773 г. в Лондоне (London), столице Королевства Великобритании (Kingdom of Great Britain).
В 1794 г. Сандерс был приглашен российской
императрицей Екатериной II в Санкт-Петербурге, чему содействовали не только
протекция бывшего королевского гравера Фитлера, но и высокий авторитет, который
имела в ХVІІІ в. английская репродуктивная гравюра. В 1799 г. указом Павла I он
был зачислен историческим гравером при Императорском Эрмитаже. В 1800 г. Джозеф
стал членом Императорской Академии художеств, а в 1807 г. Стокгольмской
Академии художеств.
Одна из значительных его работ «Якутский шаман призывает духов». /У. Рынкевіч. Патрыярх вучонага
гравёрства. // Мастацтва. № 7. Мінск. 2007. С. 53./
Гравюра «Якутский шаман призывает духов для излечения больного;
Гравировал англичанин Сандерс» была помещена на первом листе издания: «Атлас карт и рисунков к путешествию в северо-восточную
часть России и на острова северной части Тихого океана флота капитана Г.
Сарычева». [Без титульного листа. [Каталог русских иллюстрированных
изданий 1725-1860 гг. Составил Н. Обольянинов. В двух томах. Т. II. Москва.
1915. С. 484. (№ 2406)] Санкт-Петербург.
[б.и.], 1802. - [51] л.; 44,5 х 55 см.], как приложение к книге: «Путешествие флота капитана Сарычева по
Северовосточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану, в
продолжении осьми лет, при Географической и Астрономической морской Экспедиции,
бывшей под начальством Флота Капитана Биллингса с 1785 по 1793 год». Часть I. Санктпетербург,
1802 год. Хотя «В 1803 г. он выполнил крупноформатный
лист Якутский шаман (in 8°) для Атласа к книге «Путешествие флота капитана
Сарычева по Северовосточной части Сибири»... /И. И. Свирида. Между Петербургом,
Варшавой и Вильно. Художник в культурном пространстве XVIII- середина XIX вв.
Очерки. Москва. 1999. С. 100./
Якутский шаман призывает духов для излечения больного
Главное место в творчестве
петербургского периода Сандерса заняли гравированные портреты коронованных особ
и высшей знати. Средь их - портреты императора Павла I (1801), великой княгини
Екатерины Павловны (1808), сорок
восемь гравюр (в очерках) с картин Эрмитажа в описании галереи этого музея,
изданном в 1805 году Ф. И. Лабенским, «Madonna della misericordia» с картины
Фра Бартоломео, «Брадобрей» по оригиналу Готфрида Схалькена, а также портреты
князя Багратиона (1805), князя А. А. Безбородко (1805).
Знакомство с близким советником императора Александра I Адамом-Юрием
Чарторийским открыло Сандерсу путь в Вильно - на должность профессора в
Виленском университете, где свою педагогическую деятельность Джозеф начал
докладам «О влиянии и пользе подражательных искусств» на открытии 1810/11
учебного года, прочитанном на французском языке.
Творчески Сандерс работал в Вильно немного
и в основном резал гравюры для местного издательства по произведениям Я.
Рустэма и Я. Дамеля. Главное место по-прежнему занимали портреты.
Натурально, что в творчестве Сандерса преобладала
в то время местная тематика.
Войну россиян с французами 1812 г. Сандерс
пережил в Вильно, не уехав в Петербург или Вену, как другие иностранцы, но и не
приветствовал Наполеона на улицах. При всех тяжестях военного и послевоенного
времени художественную и педагогическую работу вел исправно. В Вильно сложилась
представительная группа местных граверов – «гравёрная школа Сандерса», как с
уважением называли ее в художественных кругах. Он был членом масонской ложи
«Gorliwy Litwin» и принадлежал к Библейскому обществу, с помощью которого издал
Новый Завет.
Из-за приступов астмы в 1818 году Сандерс
поехал на лечение в Италию - как предполагалась, на год... Жена с детьми
остались в Вильно. Не задерживаясь долго на одном месте, Джозеф жил во
Флоренции, Пизе, приезжал в Вильно (1822), на какое-то время остановился в
Одессе (1824), затем снова Италия, Одесса… Не без проблем начинает получать
пенсию заслуженного профессора...
Последние годы Сандерс провел в Кременце Волынской губернии Российской
империи, где и умер на 72 году жизни - в первый день 1845 года.
Его сын Андрей Осипович Сандерс (Андрей Вильгельм Сандерс, Уильям Генри Саундерс, William
Henry Saunders) состоял
на армейской службе в 1819-1828 гг. в составе лейб-гвардейского Саперного
батальона, занимая должность адъютанта при генерале П. К. Сухтелене; в 1826 г.
был произведён в полковники. Опубликовал две книги: «Стихотворные переводы с
русского языка» (Poetical Translations from the Russian Language), вышла в 1826
г. в Лондоне и «Стихотворные переводы со шведского языка» (Poetical
Translations from the Russian Language), вышла в 1827 г. в Стокгольме. Умер 10 августа 1838 г. в Вильно.
Литература:
Reimers H. L’ Academie Imperiale des Beaux Arts à St.
Petersbourg depuis son origine jusqu’au règne d’Alexandre I. Supplement. Noms
des artistes étrangers qui se trouvent actuellement à St. Petersbourg. St. Petersbourg. 1807. S. 155.
Redgrave S.
A Dictionary of Artists of the English School. London 1878. S. 377.
* Słownik rytowników polskich tudzież obcych
w Polsce osiadłych lub czasowo w niej pracujących przez Edwarda Rastawieckiego.
Poznań. 1886. S. 262–263.
* Подробный словарь Русских Граверов XVI–XIX
вв. Составилъ Д. А. Ровинскій. Т. II. Санктпетербургъ. 1895. Стлб. 867-876.
* Сандерсъ, или Саундерсъ (Джозефъ Sanders, Saunders). // Энциклопедическій словарь. Издатели: Ф. А. Брокгаузъ
(Лейпцигъ). И. А. Ефронъ (С.-Петербургъ). Т. XXVIIIа. С.-Петербургъ. 1900. С. 256,475.
* Каталогъ русскихъ иллюстрированныхъ изданій
1725-1860 гг. Составилъ Н. Обольяниновъ. Въ двухъ томахъ. Т. II. Москва. 1915. С. 484.
*
Janonienė R. Saunders (Sanders) Józef. // Polski Słownik Biograficzny. T. XXXV/2. Z. 145. Warszawa-Kraków. 1994. S. 266-267.
* Англичанин Джозеф Саундерс: петербургский
гравер, виленский профессор. // Свирида И. И. Между Петербургом, Варшавой и Вильно. Художник
в культурном пространстве XVIII- середина XIX вв. Очерки. Москва. 1999. С. 84-122.
* Рынкевіч У. Патрыярх вучонага
гравёрства. // Мастацтва. Практыка – Тэорыя – Гісторыя. № 7. Мінск. 2007. С. 52-55.
* Свирида И. Джозеф Саундерс в истории искусства и как
историк искусства // Meno istorija ir kritika - Art History & Criticism». Vol. 7. Meno istorijos riboženkliai
- Landmarks of art history. Kaunas. 2011. S. 20-32.
Ивонка Крэйда,
Койданава
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz