niedziela, 15 grudnia 2019

ЎЎЎ Рузя Батагайка. Паўстанец 1863 году Янусь Сямашка ды Якуцкая вобласьць. Койданава. "Кальвіна". 2019.





                                                                              [С. 53.]



                                                                              [С. 557.]


    Семашко [Siemaszko] Ян – род. в 1846 г., из шляхты Ковенской губернии Российской империи.
    «Семашко Иван дворянин Новоалександровского уезда; проживал при родителях в том же уезде». /Хурсік В.  Трагедыя белай гвардыі. Беларускія дваране ў паўстанні 1863-1864 г. г. Гістарычны нарыс і спісы. Мінск. 2001. С. 52./
    1 апреля 1863 г. в имение Мейшты Новоалександровского уезда Ковенской губернии (сейчас Браславский район Минской области Республики Беларусь) состоялось нелегальное собрание местной шляхты с присутствием гостей из Короны. На нем было решено в мае 1863 г. поднять вооруженное восстание на Браславщине. Командиром вооруженных сил повстанцев был избран отставной штабс-ротмистр царской армии Ян Ельский-Иодко, гостивший в это время у владельца Видского Двора Петра Пизани, с которым подружился во время российской венгерской компании 1848 года.
    В начале мая 1863 года повстанческий отряд, около 30 человек, состоящий из жителей Видзов и Браслава под командованием Ельского-Иодко начал свою боевую деятельность возле деревни Войткушки. Ян Ельский-Иодко надеялся на быстрый рост численности отряда с началом военных действий, но дальнейшие события показали ошибочность этих надежд. 5 мая повстанцы под звуки костельных колоколов торжественно вошли в местечко Дрисвяты, а 6 мая на отряд около деревни Адымянишки внезапно напали казаки и рассеяли его, а 10 человек, в том числе и командир Ельский-Иодко, были захвачены в плен. 7 мая пленных отбила у крестьян около деревни Опса другая группа повстанцев во главе с бывшим капитаном артиллерии Франтишком Загорским.
    Объединенный отряд, насчитывающий около 70 человек, 22 лошади и вооруженный в основном устаревшими охотничьими ружьями, избегая стычек с солдатами, отошел в сторону деревни Замошье. Там он разделился на два отряда. В скором времени повстанцы 1 отряда, видя бесперспективность дальнейшей борьбы, разошлись по домам. Отряд Ельского-Иодко (ок. 40 чел.), где остались только те, что были наиболее преданны идеалам восстания, и к которым, несмотря ни на что, присоединялись все новые люди, двинулся в сторону деревни Козяны.
    11 мая 1863 г. отряд Ельского-Иодко у деревни Козяны наткнулся на казаков полковника Белявского, которые отрезали ему путь к лесу. Старые охотничьи ружья повстанцев даже не могли достреливать до солдат, вооруженных дальнобойными новейшими штуцерами. В коротком бою повстанцы были разбиты. Эдвард Климович был убит, а командир отряда Ян Ельский-Иодко, что бы не попасть в плен, пустил себе из пистолета пулю в висок.
    26 мая в Видзы доставили 26 пленных повстанцев, да 6 человек, которые сумели скрыться, поймали Видзовские мещане.
    Всего по делу «О бунте Ельского-Иодко» прошло около 50 человек. Каждый повстанец стереотипно показывал, что в отряд его втянули, или Ельский-Иодко или Климович, насильно, и он «только и мечтал оттуда убежать и отдаться с большой радостью» в руки российских солдат.
    Динабургская следственная комиссия по политическим делам работала на полную мощность. В мае новым Генерал-губернатором Северо-Западного края был назначен М. Н. Муравьев, за свою жестокость прозванный в народе «вешателем». Путь его из Петербурга к новому месту службы в Вильно, лежал через Динабург. И именно в Динабурге Муравьев утвердил расстрельный приговор своей первой жертве – графу Л. Плятеру, руководившему отрядом повстанцев, совершившему нападение на транспорт с оружием под Краславкой.
    Еще при обсуждении утвержденного царем Александром ІІ от 22 марта 1860 г. законоположение, отменяющего практику отдачи гражданских лиц за совершенные преступления на военную службу, Государственный совет в виде исключения предложил: «… вместо ссылки на житие в Сибирь или другие отдаленные губернии несовершеннолетние мужского пола, имеющие от роду не менее 17 лет… отдаются… в военную службу рядовыми с выслугой или же, будут они к строевой не способны, в нестроевые звания…» Очень много молодежи, принявшей участие в восстании, попало под действие этого закона, который был отменен только решением от 12 июня 1867 года. 320 повстанцев из Северо-Западного края было отдано рядовыми в армию и 767 в арестантские роты.
    1 мая 1863 г. пойманный крестьянами повстанец отряда Кульчицкого Ян Черский, будущий исследователь Восточной Сибири, был заключен в Динабургскую крепость. Мерой наказания ему был определен самый дальний пункт – Амурский линейный батальон в Благовещенске, но в дело пошли припрятанные «на черный день пять золотых монет», и Благовещенск был заменен на Омск, где размещался Западно-Сибирский линейный батальон. Но у многих других не нашлось даже этих «пяти золотых монет».
    «Когда Ян Семашко в ожидании суда сидел в Динабургской крепости, его навещала в тюрьме сестра, молодая Зофья Семашко. Ее задержал тюремный надзиратель в чине поручика при передаче брату записки, в которой она остерегала его не употреблять в пищу тюремную баланду и удержать от этого своих товарищей. Тюремным властям это показалось подозрительным, что якобы записка была зашифрованной. Записка и в самом деле была очень подозрительной, однако Зофья Семашко с воодушевлением говорила, что печется только за живот своего брата. Но самое главное в скандальном деле было то, что этот поручик, возвращаясь домой от друзей в состоянии хорошего подпития, употребил ее при срочной нужде. Утрата этого corpus delicti не помешала Mуравьеву после задержания Зофьи Семашко в Динабурской крепости приговорить ее к трем месяцам тюрьмы и отдать на попечение родителей и строгий надзор полиции. Несчастного же поручика перевели в наказание в один из линейных полков [36. Н.-А. В. Н. № 79.]» /Hedemann O.  Historja powiatu Brasławskiego. Wilno. 1930. S. 229./
                                «14. Список повстанцев 1863 года отряда Ельского-Иoдкo.
    12. Siemaszko Jan, 17 лет. Показания: жил при родителях в Новоалексанровске. Вступил в отряд по приказу Ельского. Приговор: отдан рядовым в Амурский пехотный полка с лишением дворянства.
    13. Заштовт Феликс, 18 лет. Из фольв. Орлишки (Видзкой волости). Показания: насильно втянут в отряд Kлимовичем, сбежал перед началом сражения. Приговор: отдан рядовым в Амурский пехотный полк с лишением дворянства.
    14. Вроский Вацлав, 22 года, имение брата Кондратишки (Смолвенской волости). Показания: по дороге был задержан 4 повстанцами и приведен в отряд, откуда сбежал в Видзы, где его и арестовали. Приговор: отдан рядовым в Амурский пехотный полк.
    15. Dunden Maurycy, 20 лет, дворянин Динабурского уезда. Показания: был фурманом у бельмонского управляющего Ф. Братковского. Забрали и насильно присоедили к отряду, откуда через 4 дня сбежал. Приговор: отдан рядовым в Амурский пехотный полк». /Hedemann O.  Historja powiatu Brasławskiego. Wilno. 1930. S. 453./
    «Симашко Иван Игнатьев, 27 лет, холост, римско-католического вероисповедания.
    По конфирмации Командующего войсками Виленского военного округа от 5-го ноября 1863 г.за № 2520 за участие в мятежнической шайке лишен дворянского достоинства и отдан в военную службу, по приказанию Военного Министра изложенного в отзыве Командующему войсками В. С. военного округа от 9 июня 1870 г. за № 4244 за пение в походом римско-католическом костеле [в г. Благовещенске] гимна революционного содержания, исключен из списков батальона и отправлен в Якутскую область на водворение, по утверждению Благовещенского городского полицейского управления отправлен в Якутск 3 июля 1871 г.
    В Якутск прибыл в декабре 1871 года». /НАРС(Я). Ф. 12. Оп. 1. Д. 2200. Л. 246./
     Якутского округа Якутской области.
    «Восемь же человек из этих солдат поплатились ссылкой за пение гимна революционного содержания». /Лурье Г.  Якутская ссылка до 70-х годов XIX века. [Польские повстанцы] // 100 лет Якутской ссылки. Сборник Якутского землячества. Москва 1934. С. 101./ В Якутск они прибыли, кроме Адамовича, в самые лютые морозы, в начале декабря 1871 года. Тут их распределили по улусам. 6 марта 1873 г. в Якутск был доставлен Адамович.
    «Симашко Иван Игнатьевич, прибыл 6 декабря 1871 г., в Батагайскі наслег Дюпсинского улуса Якутского округа Якутской области. В 1874 выехал на прииски» /Степанова Н. С.  Пребывание польских повстанцев в улусах Якутии. // Якутский архив. Якутск. № 2. 2001. С. 22./ в Олекминский округ Якутской области.
    «Трудно на самом деле сказать, за что сгинула молодая жизнь 17-летнего Яна Семашко. Как он свидетельствовал, его привели в отряд Климовича. Вооруженный саблей он охранял лошадей повстанцев и во время боя сдался русским солдатам. Его лишили дворянства и отправили рядовым в Сибирь на Амур. Там в 1871 году где-то за пение в костеле «революционного гимна» (?) приказом военного министра он был исключен из армии и сослан в Якутскую область. Кто знает немного географию, тот может себе напомнить, какой ледяной могилой была этот область у Ледовитого океана и пролива Беринга. Отправляли туда позже самых стойких российских революционеров и редко кто мог там выдержать несколько лет, чтобы выжить, — кончали самоубийством или спивались. В декабре 1875-го года Семашко подал прошение на имя Александра II, что за пение гимна отбыл уже 3 года каторжной тюрьмы, а теперь погибает на краю света, более 10-ти лет, оторванный от родных и близких. Прилагает доброжелательную аттестацию своих властей. Пришла резолюция: «просьбу отклонить, так как он уже взрослый, мог предвидеть последствия пения, которым показал во второй раз свою неблагонадежность». [35. Н.-А. В. Н. № 1.] /Hedemann O.  Historja powiatu Brasławskiego. Wilno. 1930. S. 228-229./
    «В 1877 г. служащий конторы Ленского золотопромышленного товарищества» /Степанова Н. С.  Пребывание польских повстанцев в улусах Якутии. // Якутский архив. Якутск. № 2. 2001. С. 22./ в Олекминском округе Якутской области.
    Литература:
*    Hedemann O.  Historja powiatu Brasławskiego. Wilno. 1930. S. 228-229, 463, 478.
*    Спіс паўстанцаў 1863 г. атрада Я. Ельскага-Ёдкі. // Памяць. Гісторыка-дакументальная хроніка Браслаўскага раёна. Мінск. 1998. С. 183.
*    Казарян П. Л.  Численность и состав участников польского восстания 1863-1864 гг. в Якутской ссылке. Якутск. 1999. С. 30.
*    Степанова Н. С.  Пребывание польских повстанцев в улусах Якутии. // Якутский архив. Якутск. № 2. 2001. С. 22.
*    Хурсік В.  Трагедыя белай гвардыі. Беларускія дваране ў паўстанні 1863-1864 г. г. Гістарычны нарыс і спісы. Мінск. 2001. С. 53.
*    Хурсік В.  Трагедыя белай гвардыі. Беларускія дваране ў паўстанні 1863-1864 г. г. Гістарычны нарыс і спісы. Мінск. 2002. С. 53.
*    Баркоўскі А.  За спевы ў касцёле. // Наша вера. Мінск. № 4. 2006. С. 60-61.
*    Баркоўскі А.  “У ваеннай няволі спяваць пра волю”. // Краязнаўчая газета. Мінск. № 37. Кастрычнік. 2007. С. 6.
*    Сямашка (Сімашка) Ян. // Матвейчык Д.  Удзельнікі паўстання 1863-1864 гадоў. Біяграфічны слоўнік. (Паводле матэрыялаў Нацыянальнага Гістарычнага Архіва Беларусі). Мінск. 2016. С. 557.
    Рузя  Батагайка,
    Койданава




Brak komentarzy:

Prześlij komentarz