czwartek, 12 grudnia 2019

ЎЎЎ Яўтропія Вуборская. Шпег-паўстанец Уладзя Дваракоўскі ў Якуцкай АССР. Койданава. "Кальвіна". 2019.




    Владимир Никитич Двораковский – род. 13 февраля 1901 г. в д. Уборская Рудня Буйновичской волости Мозырского уезда Минской губернии Российской империи.
    Работал в колхозе «Большевик». Мать Домна, 1872 г. р., жена Анна Степановна, 1903 г. р., дочь Липская Валентина Владимировна, 1932 г. р.
    В 1938 г. был осужден как польский шпион-повстанец, который был завербован в 1934 г. и передавал сведения о советских воинских частях и Петриковском аэродроме, на10 лет лишения свободы.
                                                                    Подписка
    Мне освободившемуся из лагеря Двораковскому Владимиру Викторовичу л/д 367638 рожд. 1901 ст. 58-1 ср. 10 л. объявлено в том что я после освобождения являюсь ссыльным по «ДС», место поселения прииск Терють и должен являться в РО МВД два раза в месяц на отметку.
    В том и расписываюсь /подпись/.
    Подписку отобрал  сотрудник РО МВД,
    мл. л-т Александренко /подпись/.
    [Л. 5.]

                                                              Верховному Совету СССР
    жит. дер. Уборская Рудня Острожанского с/совета
    Лельчицкого раёна Полесской области БССР
    Дворяковской Анны Степановной
                                                                          Заявление
    Мною подано заявление в ноябре месяце на имя Председателя Верховного Совета СССР тов. Шверника Николая с просьбою о том, что мой муж Дворяковский Владимер Никитич забран по линии НКВД на 10 лет. Он отбыл свой срок, остался в живых, находится в городе Магадан Нера-Дальстроя Колымснаб. Но его не отпускают на родину, хотя и он отбыл свой срок, в моем заявлении слогалась моя просьба к тов. Швернику помиловать моего мужа и меня. Разрешить моему мужу возвратиться на родину, однако я до сего времени не получила никакого ответа на мою просьбу. А посему прошу Верховный Совет СССР ответит на мою просьбу.
    Просительница Дворяковская А. С.
    15 II-50 года.
    [Л. 8.]

    Направление МГБ
    на Дальнем Севере
         отдел «А»
     28 июня 1950 г.
       № 4/3-6481
       гор. Магадан
    ... начальник Лельчицкого РО МГБ просил объявить Двораковской проживающей в дер. Уборская-Рудня Острожанского сельсовета Лельчицкого района, что ее заявление рассмотрено и в просьбе отказано...
    [Л. 5.]

                                                    Трудовой Резерв при УМГБ
                                                                         12 II-52 г.
                               Министерство Государственной Обезопасности Союза СССР
    Ат гр-нки Дворяковской Анны Степановны
    дер. Убор. Рудня, Острожанского с/с
    Лельчицкого ра-на Полесской области БССР
                                                                             Заявление
    Прошу имени Вашего законодательства МГБ Союза СССР рассмотреть мою жалобу в том что я в ниже следующем указываю своего и причины в отношении своего мужа Двориковского Владіміра имеючи жития дер. Убор. Рудня Острожицкого с/с Лельчицкого ра-на Полесской области БССР, малограмотный, не судимый, б/п, с 1901 года рождения, в Красной Армии служил с 1922 года. В 1924 год служил у  кадровой службе, не женат, по приходу домой из Красной Армии в 1924 году женился, работал на хозяйстве и у 1937 году вступiли в колхоз. Работал в колхозе ездовум. Работал 2 года по 1929 год и уступили на работу на леса сплав от Лельчицкого сплав участка, работал от 1931 года по 1938 до июня месяца. 21 VI-38 мой муж Двараковски Владимер Никитич был узят органами НКВД Лельчицкого р-на и осужден. Я не знаю за что ибо на суде не узiвали и нам не сообщили за что осужден мой муж Двораковский В. Н. так як он не граматны и является хлебороб из крестіан, белорус, женат двое детей. Дети зрелiе син – умер 1943 год, доч уйшла замуж, я с 1903 года. Указавши свое причины и прошу Министерство Трудового резерва при УМГБ Союза СССР зверните увагу на мою просьбу и рассмотрите дело моего мужа Двораковского Владимера Никитiча по месту его знаходжения ДЦКХ Хабаравскага Краи Калымско Снабжение Нера ИГПУ и прашу рассмотреть его дело за что он осужден так як я являюсь не трудоспособна и живу одинокая то прошу каб рассмотрели и пустили на жительство домой я обратiлася у Прокуратуру СССР но результата я не получила и рассмотрите по существу мое дело
    Заявiтель Двораковска Анна С.
    [Л. 12.]

                                                      Производственная характеристика
                                                                  на Двораковского
    Двораковский В. Н. на Домострой прибыл как заключенный в 1941 году, судим по ст. 58 в срок на 10 лет. Освобожден из лагеря 25 декабря 1948 года. В отделе снабжения ИГПУ работает с 7 сентября 1949 года в качестве сторожа. К работе относится добросовестно, исполнительный, нарушений трудовой и производственной дисциплины не имеет. В быту ведет себя скромно...
    Зам. нач. ИГПУ по снабжению ОСНБа Кукуев /подпись/.
    14 сентября 53 года.
    [Л. 30.]

                                                Председателю Верховного Совета
                                               Клименту Ефремовичу Ворошилову
    от гр. Двориковского Владимира Никитича,
    прожив. в пос. Усть-Нера Хабаровского края
                                                                         Заявление
    Я. Владимир Никитич Двориковский, 1901 года рождения, уроженца Лельчицкого района Полесской области Белорусской ССР, 20 –го июня 1938 года был арестован и отправлен в тюрьму в г. Мозырь. Мне было предъявлено подозрение в шпионаже и в сентябре этого же года в г. Орша мне объявили приговор: 10 лет лишения свободы без поражения в правах по решению Тройки г. Минска. Я совершенно неграмотный, с  1930 года работал в колхозе и до сего времени не могу понять, за что же я несу такое тяжкое наказание.
    С 1938года по 1941 год я отбывал срок наказания в Алтайском крае по строительству железной дороги. В сентябре 1941 года я был отправлен этапом в Дальстрой. где работал по строительству шоссейной дороги Хандыга-Колыма до освобождения из лагеря. 25 декабря1948 года я освободился из лагеря в Индигирское Горно-Промышленное Управление, после чего меня перевели на положение ссыльного до особого распоряжения МВД СССР. На каком основании, мне также неизвестно, т.к. в приговоре у меня ссылки не было.
    Вот уже 5 дет, как я тружусь по вольному найму, положил все силы на освоение Крайнего Севера. стал совершенно дряхлым стариком.
    Врачебно-трудовая экспертная комиссия установила мне вторую группу инвалидности, что мне рекомендуется не работать. А как же я буду существовать? А ведь я же человек, у меня же даже есть дочь и жена-старушка, которые ждут меня. Неужели я своим трудом не заслужил свидания с ними.
    Я не такой уж преступник. Прошу Вас, тов. Ворошилов, вмешаться в мою судьбу, прошу помочь мне выехать к своей дочери и дожить там свои последние дни
    18 XI-1953 г. /подпись/
    Ответ направить:
    Хабаровский край
    пос. Усть-Нера
    Запроточная 22.
    К заявлению прилагаю копию справки ВТЭК.
        [Л. 20-21.]

                                                         Министру Внутренних Дел СССР
    от Двораковского Владимира Никитича,
    проживающего в пос. Усть-Нера Хабаровского края.
                                                                                  Заявление
    Я, Двораковский Владимир Никитич, 1901 года рождения, по национальности белорус, уроженец Лельчицкого р-на Полесской обл., в 1938 году был осужден в г. Минске, судим Тройкой за подозрение а шпионаже сроком на 10 лет исправительно-трудового лагеря без поражения в правах. Мне без суда объявили приговор и направили этапом на Колыму. До сего времени я не знаю. за что я понес такое тяжелое наказание. Теперь я инвалид второй группы по освидетельствованию врачебно-трудовой экспертной комиссии Оймяконского р-на ЯАССР. Несмотря на это я должен работать чтобы существовать. Выезд домой мне не разрешают. Я теперь нахожусь на положении ссыльного до особого распоряжения. Мне трудно разобраться, что означает все это. Я твердо верю, что справедливость Советских законов должна быть. Ведь я же дряхлый старик! Не пытаюсь тут ни в чем оправдываться. У меня дома остались старушка-жена и дочь, которых я страшно хочу видеть, хоть немного пожить с ними. Целых 18 лет я не видел их, а ведь я же человек и у меня бьется сердце. Я безграмотный крестьянин, всю свою жизнь посвятил труду, а теперь, когда силы оставили меня, неужели я не заслужил умереть возле своей дочери.
    Прошу Вас, Уважаемый Министр, помочь мне в выезде к дочери и жене, ускорить ходатайство о выезде, т. к. я чувствую, что здоровье у меня ухудшается, тяжелый климат Севера может сделать меня полным инвалидом.
    4 XII 1953 /подпись/
    Ответ прошу направлять по адресу:
    пос. Усть-Нера,
    Хабаровский край,
    Запроточная 26,
    Двориковскому В. Н.
    [Л. 18.]

     Министерство
    Внутренних Дел
         отдел «П»
         18 I 1954
       № 15/як 502
       г. Москва
                                                   Зам начальнику УМВД на Дальнем Севере
                                                             подполковнику Лаврину
                                                                        г. Магадан
    Направляем Вам заявление Двораковского Владимира Никитича ходатайствующего об освобождении из ссылки. Прошу Вас дать указание сообщить заявителю, что оснований для отмены ссылки не имеется...
    [Л. 12.]

                                                                         Характеристика
                                                     на ссыльно-поселенца Двораковского
    .... Двораковский В. П. находясь в ссылке на поселении и проживая в пос. Нера с 25 XII 48 года установленный режим этой категории лиц не нарушал, ежемесячную регистрацию посещал аккуратно, взысканиям не подвергался, по работе предприятия отзывы о нем положительные...
    Комендант с/к № 25 РО МВД по ИГПУ на ДС
    ст. лейтенант Карпов /подпись/.
    [Л. 28.]

                                                                       Справка
Выдана Двораковскому Владимиру Никитичу, в том, что он действительно работает а ОСнабе ИГПУ в занимаемой должности, сторож магазина № 1. За время работы имеет право на не использованный отпуск с 27 IV 50 по настоящее время, что составляет 50 рабочих месяцев.
    Справка дана для предоставления в спецкомендатуру п. Усть-Нера...
    4 II 55 г.
    [Л. 50.]

     Нач. РО МВД ИГПУ
    пос. Усть-Нера ЯАССР
    от гр-ки Двораковской
    Анны Степановны,
    проживающей в
    д. Уборская Рудня,
    Астрожанского с/совета
    Лельчицкого р-на,
    Гомельской обл.
                                                                    Заявление
    Прошу Вас разрешить выезд из пределов Дальнего Севера в д. Уборская Рудня, Астрожанского с/совета, Лельчицклго р-на, Гомельской области моему мужу – инвалиду ІІ группы Двораковскому Владимиру Никитичу, 1901 года рождения, которого я беру себе на опеку и полную ответственность за него.
    Проситель Двориковская
    6 мая 1954 года.
    [Л. 30.]

                                                                        Справка
    выдана Астрожанским с/советом гражданке Двориковской Анне Степановне в том, что она действительно является уроженка и жительница д. Уборская Рудня Астожанского с/совета Лельчицкого района Гомельской области БССР.
    Гражданка Двориковская Анна Степановна действительно является законной женой гражданина Двориковского Владимира Николаевича.
    Компр. материалов гражданка Двориковская Анна Степановна не имеет.
    Выдана для представления нач. РО МВД ИГПУ ЯАССР что и удостоверяется.
    Председатель с/с Семович /подпись/
    Секретарь с/с Высоцкий /подпись/.
    6 мая 1954 г.
    [Л. 31.]

                                                                                                               Копия
                                                                                                             Секретно
                                                                     Определение
                                                                    № 1120/1055-Н
    Военный трибунал Белорусского военного округа в составе председательствующего генерал-майора юстиции Кедрова и членов: подполковника юстиции Сперанского, майора юстиции Внукова, рассмотрев в заседании от 5 июня 1955 г. протест военного прокурора Белорусского военного округа на постановление Особой Тройки НКВД БССР от 11 октября 1938 г. по которому Двораковский Владимир Никитич, 1901 года рождения, уроженец дер. Уборская Рудня Лельчицкого района БССР и Двораковский Петр Никитич, 1902 года рождения, уроженец дер. Уборская Рудня, Лельчицкого р-на БССР, заключены в исправительно-трудовой лагерь каждый сроком на 10 лет.
    Заслушав доклад члена военного трибунала майора юстиции Внукова и заключение пом. военного прокурора округа подполковника юстиции Айвина об удостоверении протеста
                                                                   Установил:
    По обвинительному заключению Двораковский Владимир и Двораковский Петр обвинялись в том, что они с 1934 года являлись участниками шпионско-повстанческой организации, в которую были завербованы нелегально приходившим из Польши Масло Иваном, собирали и передавали польской разведке шпионские сведения о частях Советской Армии, имели задание участвовать в вооруженном восстании против Советской Власти и помогать белополякам, занимались вредительской деятельностью в колхозе, т. е. в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 64, 68 и 76 УК БССР.
    В протесте ставится вопрос об отмене постановления Особой Тройки МВД БССР в отношении Двораковского Владимира и Двораковского Петра и о прекращения о них дела за отсутствием состава преступления по следующим основаниям:
    Как видно из материалов дела обвинение Двораковского Владимира и Двораковского Петра основывались на их показаниях и на показаниях арестованных по другим делам Липского Никифора и Липского Иосифа, однако показания их противоречивы, неубедительны и опровергаются материалами дополнительной проверки.
    Так по показаниям Двораковского Владимира и Двораковского Петра они с 1934 года состояли в одной контрреволюционной организации, но об участии в ней друг друга знали лишь со слов других лиц.
    Липский Никифор и Липский Иосиф показали, что об участии Двораковских Владимира и Петра они узнали со слов Масло, но об их контрреволюционной деятельности никаких показаний не дали. Причем Липский Никифор показал, что им лично в контрреволюционную организацию были завербованы Двораковский Петр Адамович и Липский Тимофей, однако эти последние его показания не подтвердили.
    Никаких объективных доказательств, подтверждавших бы виновность Двораковских Владимира и Петра в деле не имеется.
    В своих жалобах Двораковский Владимир и Двораковский Петр заявляют, что никаких преступлений они не совершали и что осуждены они необоснованно. Двораковский Петр кроме того заявляет о том, что в результате применения к нему незаконных методов ведения следствия он вынужден был подписать протокол с ложными показаниями.
    По учету агентуры польской разведки Двораковский Владимир и Двораковский Петр, а также Масло Иван, который якобы был их вербовщиком, не проходят.
    Допрошеные в процессе дополнительно повторно свидетели Липский А., Липский П. Н., Липский П.П,, Липский А., Липский Н., и Двораковский И. показали, что они знают Двораковского Владимира и Двораковскаго Петра как колхозников, добросовестно выполнявших свою работу. Вредительских и других антисоветских действий с их стороны они никаких не замечали.
    Находя протест обоснованным и соглашаясь с доводами изложенными в нем, военный трибунал округа
                                                                        Определил:
    Постановление Особой Тройки НКВД БССР от 11 октября 1938 года в отношении Двораковского Владимира Никитича и и Двораковского Петра Никитича отменить и дело в отношении их за отсутствием состава преступления дальнейшим делопроизводством в уголовном процессе прекратить...
    [Л. 60.]

    Отметим, что Двораковский Петр Никитич в Усть-Нере женился на Марии Александровне Гайковской, 1911 г. р., уроженке г. Полоцка, высланной в 1945 г. как член семьи предателя Родины.

                                                                         Расписка
    Дана в спецкомендатуру № 10 пос. Нера в том, что мне Двораковскому Владимиру Никитовичу, 1901 года рождения объявлено сего числа, что я от ссылки на поселение освобожден с 23 апреля 1955 года и получил справку для получения паспорта № 3/2-3074 от 28 IV 55 г. в чем и даю расписку.
    5 V 55 /подпись/.
    Подписку отобрал ст. л-т /подпись/.
    [Л. 43.]

                                                  Министерство Внутренних Дел
                                                               Якутской АССР
                             июня 1955 г.                                                      г. Якутск
                                                                  Разрешение
    Выдано спецпоселенцу Двораковскому Владимиру Никитичу 1901 года рождения на выезд в Лельчицкий р-он Гомельской области под опеку родственникам.
    По прибытии к месту жительства Двораковский обязан явиться в Лельчицкий РОМ МВД и встать на учет.
    Настоящее разрешение видом на жительство служить не может и действительно только при предъявлении документов удостоверяющего личность.
    Разрешение подлежит сдаче в Лельчицкий РОМ МВД.
    Министр МВД ЯАССР
    Полковник Подгаевский /подпись/.
    [Л. 45.]
    7 мая 1955 л/д сдано в архив.
    /По материалам л/д 566 Двораковского Владимира Никитича № 1-12638./
    Евтропия Уборская,
    Койданава





Brak komentarzy:

Prześlij komentarz