poniedziałek, 9 grudnia 2019

ЎЎЎ Зьвяздаліньня Чувяк-Грос. Дзівацтва якуцяніна Міхаіла Нікалаева. Койданава. "Кальвіна". 2019.






 
 


                                                            И ТЯНЕТСЯ НОГА К ПЕРУ...
                                                 Нынче у нас что ни политик – то писатель,
                                                          что ни чиновник – то мемуарист
    Самым плодовитым литератором в категории госслужащих считается лидер ЛДПР Владимир Жириновский: недавно Владимир Вольфович на специально созванной пресс-конференции торжественно объявил, что по количеству изданных томов своих произведений превзошел самого Ульянова-Ленина.
    Кроме главы либеральных демократов, к числу литературных тяжеловесов причислены также экс-президент России Борис Ельцин (три книги в активе, и какие!), депутат со стажем Анатолий Лукьянов (под псевдонимом Осенев издавший несколько книжечек поэзии), лидер широко известной в узких кругах партии Экономической свободы Константин Боровой (несколько пьес). Автобиографической книжкой «Провинциал» оставил свой след в русской классике лидер СПС Борис Немцов (запомнилась почему-то его фраза: «Я люблю большие тарелки» - вот, пожалуй, и все) Роман и повесть вышли из-под пера во всем подражающего вождю и учителю элдэпээровца Алексея Митрофанова...
    И все-таки по производительности литературного труда столичные политики сильно отстают от регионального начальства. Взять президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева. Каждый год он между государственными делами и заботами пишет минимум по три-четыре книжки! За те 12 лет, что Михаил Ефимович возглавляет Якутию, в местных библиотеках скопились уже целые полки его произведений. И не какая-нибудь беллетристика! То Николаев сотворит том-другой про животноводство (сам Михаил Ефимович пришел во власть из ветеринаров), то про перспективы освоения Арктики, то заглянет в глубь истории, а то и вовсе поднимет медицинские вопросы.
    Названия николаевских книг неброские, как тундра: «Начало», «Поговорим начистоту», «Взгляд в XXI век»,  «Выбор», «Арктика: боль и надежда России», «Позову в дорогу всю Россию»... Со «всей Россией» якутский президент, однако, поспешил. Нынче было бы политически грамотнее дать этой книге совсем другое название «Позову в дорогу всех «медведей».
    Казалось бы, после проспанного республиканскими властями наводнения и ни шатко ни валко идущего восстановления Ленска Москву должна была бы насторожить слишком уж буйная писательская фантазия якутского руководителя. Ведь, к примеру, на один только сбор исторического материала для написания одной из последних книжек Николаева - «Глубина памяти» - по всем подсчетам должно было уйти не меньше полугода архивных поисков и роботы с первоисточниками. Когда же при такой творческой загруженности руководить республикой?
    Однако откроешь «Глубину памяти» на странице, например, 62-й - и становится ясно, что книга эта, как сказал бы Ленин, для якутского президента очень своевременная. Примерно как «Мать» для Горького. На этой странице Михаил Ефимович обратился к любопытной исторической аналогии. Оказывается, во времена Екатерины Второй известного представителя Кангаласского улуса Софрона Сыранова великодержавные питерцы по какой-то причине не хотели утверждать депутатом в государственную Комиссию Нового уложения. «Казалось, - сопереживает своему герою президент Николаев, - Сыранов исчерпал все возможные пути и не имел надежды пробиться в Комиссию. Но... состоялась его встреча с Екатериной Второй. Подарив императрице шесть лисиц буренских, якутский представитель был ею выслушан, после чего императрица издала указ считать Сыранова депутатом».
    Как говорится в русско-якутской пословице, сказка – ложь, да в ней намек. Особенно после того, как минувшей весной Верховный суд Якутии признал не соответствующими федеральным законам почти половину всех законодательных актов республики, а в Москве заговорили о том, что созданный в Якутске Целевой фонд будущих поколений с золотозапасом 200 миллионов долларов в год и подконтрольный лично президенту Николаеву не всегда используется по назначению. Да и как проверишь, что миллионы из Фонда тратят исключительно на будущие, еще даже и не рожденные поколения? До такого необычного назначения платежей бюджета еще не додумались ни в одном другом регионе.
    Но в Якутии, как признает президент Николаев в своей книге «Глубина памяти», сюрпризов много и помимо золота с алмазами. Целую главу писатель-президент посвятил спору с Чарльзом Дарвиным, который, как известно, утверждал, что прародиной человечества является жаркий пояс Земли. Это ж сколько научных фолиантов пришлось перелопатить писателю Николаеву чтобы отыскать веские доводы в дискуссии с Дарвиным, сколько президентского  времени потратить! А главное - к чему такая спешка с отлупом великого теоретика? Дарвин вполне бы подождал выхода президента Николаева на пенсию, уж тогда двум именитым биологам ничто не помешало бы искать в дебатах истину – ни наводнение, ни низкий уровень жизни в Якутии, ни проблемы возрождения Ленска...
    Но у якутского президента другое мнение. «Важно ли знать адрес рождения своего предка?» - задается непростым вопросом глава одного из самых больших по площади российских регионов. И тут же себе отвечает: «Мне кажется важно». Прямо как Данила Багров из «Брата-2», который почти так же говорил о силе в правде. Но самое важное для себя открытие писатель делает в конце главы: «Великая нужда заставила человекоподобную обезьяну спуститься на землю, чтобы из четверорукой стать двуногим обезьяночеловеком. Теперь мы этого не наблюдаем, чтобы нынешние человекоподобные обезьяны в наши дни обращались в людей...» Отчего же, Михаил Ефимович, не наблюдаем? Еще как наблюдаем! Как прочитаем очередную книжку кого-нибудь из политиков или чиновников - так сразу и рисуется в воображении существо, которое надело очки, село за компьютер и решило, что оно уже - маститый писатель.


    Совсем немного по количеству изданных книг уступает якутскому президенту Николаеву его калмыцкий коллега - Кирсан Илюмжинов. Этот процветающий руководитель стоит во главе своей республики только 8 лет. Но и то успел оставить след в литературе уже десятком произведений. Многие из них, изданные в красивых и дорогих обложках, переведены на английский, японский, немецкий...
    В отличие от якутского президента калмыцкий пока еще не поднимал ни проблему превращения обезьян в человека, ни другие вопросы животного мира Зато отметился мемуарами о себе, любимом Главную книгу своей жизни Илюмжинов так и назвал - «Терновый венец президента». Перед глазами благодарного читателя как бы проходит вся жизнь калмыцкого лидера - от младых ногтей до большого шахматного турнира в Нью-Васю... извините, в Элисте.
    Немало написано Илюмжиновым и о секретах «экономического чуда» родной республики. Произведение о достигнутых успехах Кирсан Николаевич озаглавил просто, но со вкусом: «Элистинская Швейцария». Листаешь мелованные страницы - и кажется, что в этом благодатном степном краю живут одни банкиры да преуспевающие предприниматели. А начался невиданный рост благосостояния калмыков с давнего предвыборного обещания Илюмжинова в случае избрания его президентом раздать каждому жителю республики по 1 (одной) купюре в 100 (сто) долларов. Правда, у кого из граждан Калмыкии не спросишь про президентские доллары, все почему-то пожимают плечами и крутят у виска. Вероятно, вся «зелень» ушла на издание президентских книжек, которые переведены на разные языки. Так что если Калмыкия и стала Швейцарией, то пока что лишь в книжках своего президента. Впрочем, на это тоже требуется большой талант...
    Дмитрий Севрюков
    /Советская Белоруссия Минск. № 205-2-6. [Деловой вторник. Вып. 26.] 24 июля 2001. С. 3./

                                                                        СПРАВКА

    Михаил Ефимович Николаев (Мэхээлэ Эпиим уола Ньукулаайап) - род. 13 ноября 1937 г. в с. Октёмцы Орджоникидзевского р-на Якутская АССР в СССР — российский государственный и политический деятель, первый Президент Республики Саха (Якутия) (1991-2002), заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (2002-2010), Государственный советник Республики Саха (Якутия) (с 2010 года), депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VI созыва (с 2011 года). Награжден, кроме всего прочего медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» (1985) и знаком «Шахтерская слава» I степени (1996).

    Кирсан Николаевич Илюмжинов (Үлүмҗин Кирсан) - род. 5 апреля 1962 г. в г. Элиста Калмыцкой АССР в СССР — российский государственный деятель, первый президент Республики Калмыкия (1993—2005), глава Республики Калмыкия (2005—2010), предприниматель. Президент Международной шахматной федерации (с 1995). 19 сентября 2011 года по решению высших иерархов Амарапура маханикаи Шри-Ланки стал хранителем мощей основателя Буддизма Будды Шакьямуни. Мощи были переданы Илюмжиновым на хранение в Центральный буддийский храм Калмыки
    Зьвяздалиньня Чувяк-Гросс,
    Койданава
 



                                                                         [C. 363-364.]

 










Brak komentarzy:

Prześlij komentarz