sobota, 14 grudnia 2019

ЎЎЎ Алена Патоцкая. Тут ягоная гаспода ў Аймяконьні. Антон Даўлюд з Наваградчыны. Койданава. "Кальвіна". 2019.

 






                                                                 ЗДЕСЬ ЕГО ДОМ
    Рассказ о детстве Антона Антоновича Давлюда умещается в коротких строках. Родители умерли, когда ему было шесть лет. Был единственным ребенком в семье, хотя до рождения Антона у родителей были дети — все по разным причинам умирали. Он после смерти родителей до 1935 года жил с бабушкой.
    — Судьба мне не обещала золотые горы, — говорит Антон Антонович. — Я, тогдашний мальчуган, еще не знал, что предстоит мне пройти через «огонь, воду и медные трубы»: война, колымские лагеря... Впрочем, расскажу все по порядку.
    Наша деревня Новины, Новогрудзского района Гродненской области Белоруссии в начале войны была занята фашистами. В 1941 году мне исполнилось 20 лет. Я с другом ушел к партизанам. В отряде находился на должности командира отделения, был пулеметчиком. В моем отделении было восемнадцать человек. Действовали группами от шести до десяти человек. Взорвали одиннадцать железнодорожных составов с живой силой и техникой противника, уничтожили 11 лесовозов и 108 вагонов.
    В боях и засадах участвовал 14 раз (уничтожено 240 фашистов), два раза участвовал в рельсовой войне — уничтожили 600 рельсов.
    6 ноября 1943 года в честь Великого Октябрьского праздника много отрядов вышло на «железку» (так называли рельсовую войну). На протяжении 110 км от г. Лиды до ст. Барановичи дорога не действовала целых 3 месяца. Эта операция была названа «Партизанский концерт».
    Участвовал в минировании и взрыве деревянных мостов, общей длиной 400 метров. Мною раз минировали шоссейные дороги для задержки и уничтожения автотранспорта и живой силы противника.
    Это основные наши действия партизанской войны в глубоком тылу врага.
    Соединились с Красной Армией 20 июля 1944 года.
    —Антон Антонович, а как Вы, участник войны, оказались в Оймяконском крае!
    —18 декабря с. г. исполнится 51 год, как я живу в Оймяконском районе. Из них 35 лет в Терюти.
    Как сюда попал — особого секрета нет. Нас, местных партизан-добровольцев распределили на работу восстанавливать и поднимать разрушенное хозяйство. Я тогда вначале в сельсовете работал, затем директором совхоза поставили.
    ...За превышение служебных полномочий в 1945 году был осужден на 8 лет и отправлен на Колыму. Привезли нас вначале в Магадан в Чай-Уринскую долину. Это место было прозвано «долиной смерти». Сотни тысяч расстрелянных заключенных ныне лежат под солками. Нас, к счастью, продержав три-четыре дня на этом месте, этапировали в п. Бурустах. Конвой с нас сняли, распределили по баракам и дали фронт работы. Работа, в основном, была ручной: тес пилили и обшивали дома.
    6 марта 1946 года приехал к нам работать прорабом Иван Васильевич Букшин. Хороший был мужик, тоже заключенный. Отбыв свой срок, освободился в сорок шестом. Рассказывал нам, за что он попал в тюрьму. Во время коллективизации к его отцу пришли и начали проводить «операцию» те, кому поручено было это сделать. Начали издеваться над отцом, избивать его. Букшин не сдержался, схватил топор и зарубил одного из экспроприаторов.
    Была такая статья — за террор. По этой статье и посадили его. «Человеком-душой» называли мы своего начальника. В то время многие заключенные, отбыв срок, оставались работать по своей специальности. Под руководством И. В. Букшина мы построил 12 км мостов. До сих пор стоят эти деревянные мосты. В 1947 году нас перебросили на Ала-Чубук. Затем все мостоотряды расформировали, стали распределять кого куда. Я попал на сплав леса. С Нижней Эльги до переправы сплавляли лес, затем от Стрелки до   Аляскитового мосты, трубы строили.  В 1949 году всех нас, кто был на этих работах: Кертык Кули, Ивана Букшина, Ивана Глухова, Вячеслава Мордас и меня отправили на участок Тыаллах. О Вячеславе Викторовиче, Славке нашем, хочется сказать несколько добрых слов. Он освободился в 1948 году. Считался вольным,  устроился в Дебине обходчиком дороги. До 1958 года жил там. Это его именем названо местечко «Славка». Веселый, добрый был мужик.
    В 1956 году Хрущев запретил сплав леса. Разъехалась мы все по разным участкам Терюти. Большинство из нас соединили свои судьбы с местными девушками. И. В. Букшин со своей женой Дуней Слепцовой и с детьми уехал на Кенте (у них пятеро сыновей было). Я же со свой женой Дуней до 1961 года жил на участке Тыаллах.
    — Как вы познакомились со своей женои Евдокией! Ведь именно с ней связана вся Ваша дальнейшая жизнь после заключения...
    — Как я уже сказал мне дали 8 лет. Из них я отсидел 6 лет, затем освободили до срока.
    С Евдокией я был знаком с 1952 года. Она на участке Отор свинаркой работала. Я приезжал с Тыаллаха за грузом. Там и приметил ее. В 1954 году 15 октября поженились. В ноябре увез ее в Тыаллах.
    Прожили в Тыаллахе до 1961 года. На этой земле увидели свет мои старшенькие: Валентина, Раиса, Наталья. Затем переехали в село Терють. В 1961 году родилась младшая дочь — Иринка.
    Именно село Терють и стало моей истиной родиной. Вот уже 35 лет живу здесь. Вся моя дальнейшая судьба связана с этим маленьким якутским селом. Роднее и ближе другой земли нет. При строительстве многих домов я принимал непосредственное участие. Так под моим руководством (работал прорабом отделения) здесь построены ферма, молоканка, котельная, гараж, пекарня, баня, с Тарына перевезенный 10-квартирный дом (бывшая школа). Все строили своими силами, это же после меня пошли «шабашники». Тех терютьцев, которые эти здания построили, уже никого в живых не осталось...
    В 1976 году вышел на пенсию, но все равно работал сантехником. С 1981 года — на постоянном отдыхе.
    —Антон Антонович, тоскуете по своей родине — Белоруссии! Есть ли у вас там родственники!
    — Нет, никогда не тосковал по родным, по родине. Видимо, сказалось то, что я был никому ненужным сиротой, всегда голодный, босой — воспоминания о детстве нехорошие...
    Из родственников двоюродные братья остались. В пятидесятых годах несколько раз писал, разыскивал. Узнал, что один брат под Москвой воевал. Они не стали мне отвечать и я перестал их беспокоить.
    —Люди, знающие Вас, говорили что Вы неразговорчивы. Неохотно вступаете в беседу...
    —Да, правы они: было время, когда был неразговорчивым. С годами все отошло, плохое забывается.
    С 1960-х годов стали лучше жить. До этого все было в моей жизни... Лишь с брежневской эпохи начали считать нас участниками войны. При Сталине фронтовиков-заключенных за людей не считали. А о том, что мы — участники войны увы...
    Очень хорошее внимание уделяют ветеранам войны теперь, в настоящее время. Хочу передать через газету огромную благодарность главе администрации Терютьского наслега Д. Д. Прокопьеву за постоянное внимание и заботу обо мне. Дмитрий Дмитриевич помог мне в получении квартиры в райцентре. Тогда еще райисполком был, когда обратился о выделении квартиры. Поставили на общую очередь. Куда, к кому только не обращался. И вот в преддверии 50-летия Победы глава администрации улуса А. Т. Трифонов лично сам вручил мне ключи от квартиры. За чуткое внимание к ветеранам войны и труда искренне благодарен также председателю улусного Совета ветеранов А. О. Роффу.
    ...Через три месяца — 15 июля — Антону Николаевичу Давлюду исполнится 75 лет. Солидный возраст. Можно сказать, пора подведения итогов: как жил, что сделал, что приобрел, с чем расстался. Мне кажется, лучшее его приобретение в жизни — люди, родные и близкие. Лучшая радость — его 14 внуков. Хочется пожелать ветерану Великой Отечественной войны Антону Антоновичу Давлюду крепкого здоровья, мирного неба, душевного спокойствия.
    Елена  Потоцкая
    /Северная заря. Усть-Нера. Оймяконский улус РС(Я). 7 мая 1996. С. 2./
 
 

 

                                                          Алена (Ягорава) Патоцкая

 



 

 

    С конца 40-х годов в Усть-Нере, ставшей крупным административно-хозяйственным центром золотодобытчиков Индигирки, началось интенсивное строительство жилых домов и объектов соцкультбыта. Строительным материалом служил лиственничный лес. Заготавливали его, сшивали плоты и сплавляли их по большой воде по Индигирке подневольные люди, зеки, дармовой труд которых широко применялся на Крайней Севере.

    Работали плотогоны на Эгеляхе, Тыаллахе — притоках Индигирки выше Терюти. Люди тяжелой судьбы, переносившие в полной мере испытания, трудности и лишения. Они часто приходили в Терють, где в каждом доме двери для них были открыты настежь. Сердобольные хозяева встречали их, по старинному якутскому обычаю гостеприимно, со словами: «Капсе, догор (рассказывай, друг), садись к столу». И угощали, чем могли тогдашние колхозники, сами едва сводившие концы с концами.

    Прошли, пролетели годы. Быстро, как гласит якутская поговорка, словно птица, промелькнувшая в окне. Многие из тех лесозаготовителей навсегда остались лежать в нашей стылой земле. Вечная им память! Немногие, чудом пережив те годы, возвратились на родину, откуда они были под конвоем доставлены сюда, «куда Макар телят не гонял».

    А вот трое из них навсегда обосновались в нашем селе, пустили здесь прочные корни, породнились с якутами. Это — узбек Хаим Каландаров, грузин Константин Чачуа и белорус Антон Давлюд. Вот уже более сорока лет живут они здесь, женаты на уроженках Терюти, имеют детей, внуков. Когда они идут на сенокос в якутских торбосах из выделанной под замшу кожи, с болтающимся на ремне якутским ножом, отпугивая комаров махалкой из лошадиного хвоста — никак не отличишь от стариков-якутов. Живут, уважая и соблюдая местные традиции, впитав в кровь и плоть якутские обычаи, нравственные устои.

    Об одном из них, именно Антоне Антоновиче Давлюде, я и решил рассказать на страницах «Северной зари». Об этом человеке, что он пережил в свои молодые годы и как живет сейчас — можно было бы написать целый- роман. Но для этого у меня, не хватает ни писательского опыта, ни способностей. К тому же Антон Антонович по своей скромности не любит рассказывать о себе. Приходится, буквально, вытягивать из- него каждое слово.

    Нынешний год для этого семидесятитрехлетнего, всеми уважаемого в Терюти человека, будет, наверное, самым памятным. Недавно он и его супруга Евдокия Николаевна справили сорокалетний юбилей совместной жизни. И еще, тоже недавно, его пригласили в улусную администрацию, и ее глава А. Г. Трифонов вручил ему, как ветерану Великой Отечественной войны, ключи от благоустроенной квартиры в Усть-Нере. Конкретная, адресная забота о конкретном человеке — только так можно расценивать этот справедливый акт новых демократических властей. В этом его коренное, принципиальное отличие от «абстрактного гуманизма», провозглашавшегося в течение 70-ти лет авторитарной системой.

    ...Впервые я, тогда босоногий сорванец, увидел Антонз Антоновича на Тыаллахе, где он сооружал плоты для сплавления вниз, в Усть-Неру. В небольшом домике, куда я влетел, сидел большой, очень приветливый дядя. Пригласил меня, посадил за сколоченный из необструганных досок стол и дал хлеба с маслом. Какая вкуснятина! Мы в те времена хлеба не пекли, ели пресные якутские лепешки. И еще угостил он куском сахара, тогда для нас, детей Севера, это было большим лакомством. Потом дядя Антон вытащил из старого чемоданчика красную звездочку, ту, которую носили на козырьках солдаты, и прицепил к моей видавшей виды рубашке. Вот было радости! Даже не попрощавшись, выскочил я из избы и побежал домой, как был босиком, чтоб скорей похвастаться перед сверстниками своим «орденом».

    Это было в 1952 году. Потом, после смерти кремлевского тирана Антон Давлюд получив свободу, женился на моей землячке Евдокии, работавшей на колхозной ферме. С тех пор, мы с Антоном Антоновичем живем в одном селе, встречаемся почти каждый день.

    Несколько лет назад, в один из ласковых весенних дней, мы с ним поговорили о давнишних событиях. Давлюд, как обычно, когда разговор заходит об его участии в войне, был немногословен, но я понял: он обижен несправедливостью, хотя и давно реабилитирован, до конца своей правды не нашел...

    В 1943-1944 гг. А. Давлюд воевал в составе одного из партизанских отрядов Белоруссии. Был командиром отделения. Воевал хорошо, о чем свидетельствуют документы. При расформировании партизанского отряда в связи с полным освобождением Белоруссии от оккупантов ему выдали справку о том, что представлен к награждению орденами Красной звезды и Отечественной войны 1степени. Под; справкой подписи комиссара отряда Б. Дерюгина, командиора В. Панченко и начальника штаба Сазонова.

    Спустя много лет Антон Антонович послал справку в соответствующие органы Белоруссии. В 1985 году поступил ответ: документы пересланы в партийный архив г. Минска. Вряд ли сейчас можно найти их в том архиве —и партии нет, и... там уже другое государство. Не дали результата и мои поиски через улусный и республиканские военкоматы.

    И еще один немаловажный факт, свидетельствующий  о больших заслугах А. А. Давлюда перед Родиной: старожил Усть-Неры А. П. Петров рассказывал мне недавно, что он в 50-х годах, будучи секретарем Оймяконского райисполкома, личное вручал Антону Антоновичу полученное из Белоруссии удостоверение Почетного гражданина одного из городов Белоруссии. Какого города — Александр Прокопьевич сейчас не помнит, но помнит — какого-то крупного административно-хозяйственного и культурного центра. Тогда же Петров вручил Давлюду медаль 1 степени партизану Белоруссии.

    И вот такой заслуженный человек был репрессирован по пустячному делу и попал на Крайний Север. Но, как говорят у нас, плохого без хорошего не бывает. Здесь, на полюсе холода, он нашел свое счастье, свою вторую редину.

    У Антона Антоновича и Евдокии Николаевны 5 дочерей. Валентна работает в налоговой инспекции, Ирина — в торговле, Галина уже четверть века учительствует в местной школе, Наталья, по специальности учительница иностранного языка — на должности управделами наслежной администрации, а ветеринарный врач Раиса живет и работает в Мегино-Кангаласском улусе.

    У деда Антона и бабы» Дуси 14 внуков и внучек. Забота о них, их благополучии — смысл старых людей. В них счастье и радость Давлюдов.

    Дед Антон, несмотря на свой преклонный возраст, не расстается с плотницкими и столярными инструментами. Топор и пила, рубанок и стамеска, буквально, играют и поют в его золотых руках. Он строит дома для своих детей, их семей. А посмотрели бы, какая у него самого ухоженная и обустроенная усадьба, какой добротный дом. Сразу видно, что живет здесь крепкий хозяин, знающий себе цену человек.

    Истекшим летом Давлюд со своими детьми и родственниками, то есть всем семейным кланом, заготовили много сена на давно заброшенном участке.

    Вот так живет у нас в Терюти в окружении многочисленной родни объякутившийся белорус, человек необычной судьбы Антон Давлюд.

    Афанасий Гермогенов,

    наш общ. корр.

    с. Терють.

    /Северная заря. Усть-Нера. № 122. 2 ноября 1994. С. 3./

 



 







 
                                                   СЕВЕРЯНЕ – ОСОБЫЙ НАРОД
     «Это выдумка, честное слово!…» - словами хорошо известной песни можно охарактеризовать героя нашего рассказа, молодого человека Антона Егорова. Он - наш земляк, житель села Терють. Чем же так хорош и знаменит этот парень, отец троих малолетних детей?

    В прошлые выходные его разыскивали в социальных сетях по всей Якутии благодарные пассажиры. И вот что они рассказали:
     «Вчера, 12 декабря, мы выехали из Чурапчи. После того, как проехали часть пути, машина сломалась. На улице - невыносимая стужа и холод. Проезжавшие мимо нас водители легковых автомашин не останавливались, ссылаясь на нехватку времени. А мы продолжали мёрзнуть и надеяться на чудо. И только через два часа, когда все уже основательно замёрзли, притормозил молодой водитель, который без лишних слов забрал всех и взял наш автомобиль на буксир. Как оказалось, молодой водитель едет из Оймякона. Он не смог оставить людей в беде, несмотря на то, что бензина у него оставалось не так много, да и лишним временем не обладал. Он довез до села Тюнгюлю, завел машину в теплый гараж». Далее кто-то из пассажиров написал: «Жалею, что не спросила его имени. Но хочу поблагодарить его за доброе сердце. Желаю крепкого здоровья, счастья. У такого хорошего человека в жизни все должно быть хорошо. Благославляю!» Пострадавшие на морозе пассажиры попросили распространить это сообщение по всем соцсетям.
    Информация мигом облетела республику, была распространена на нескольких сайтах. Люди вовремя не узнали ни имени, ни фамилии своего спасителя, настолько их потрясло обстоятельство, в котором они оказались в морозном декабре на пустынной Колымской трассе.
    Север есть Север. И существует неписаный закон для всех, кто на колёсах: помогать и своим и чужим, попавшим в беду. Но, видимо, кое-кто об этом законе не слышал или вовсе игнорирует, находя тысячу причин проскочить мимо. К счастью, их меньшинство. Ведь мы, северяне, тем и отличаемся, что всегда готовы прийти на помощь, а иначе нам не выжить в суровом краю.
    В Декабре прошлого года Антону Ивановичу также довелось выручить из морозного плена на федеральной автотрассе ещё одну семью из Момского улуса. Супруги Седалищевы с детьми возвращались под Новый год домой из Якутска. У всех было хорошее настроение, впереди праздничные дни и ничто не предвещало беды. Но неожиданно, как это часто бывает, машина «забарахлила» и дальше никакими усилиями хозяина ехать не желала. Пустынная Колымская трасса на многие километры просматривалась, но транспорта на ней видно не было. Да и откуда ему быть? Люди уже в преддверии праздника осели в тёплых домах и выезжать на дальние расстояния никто не спешил. В это время из Якутска домой возвращался с подарками Антон. Он-то и подобрал промёрзших до костей и уже отчаявшихся людей.
    Скромный, добрый, спокойный, отзывчивый - таким характеризуют знающие Антона люди. Эти качества ему привили с детства родители, простые, обычные сельчане: Раиса Антоновна (родом из села Терють) и Иван Васильевич Егоровы (уроженец Мегино-Кангаласского улуса). Парень носит имя своего дедушки Антона Антоновича Давлюда - участника Великой Отечественной войны, белорусского партизана. В известной во всем Оймяконье большой интернациональной семье Давлюд дети издавна воспитывались в уважении, заботе и добросердечности, оттого и выросли нужными обществу людьми.
    К Новому году семья Антона Ивановича Егорова будет отмечать новоселье в новом доме, который построил своими руками. (Не отказал ему в содействии его близкий родственник).
    Не перевелись ещё мужчины на Руси. И дом построят, и дерево посадят, и детей поднимут. А придётся помочь - в стороне не останутся. На то мы и северяне - особой закалки народ.
    Ольга Шильке
    /Северная заря. Усть-Нера. Оймяконский улус РС(Я). 24 декабря 2014./
 









 

                                      Белоруссия бартыһааныгар Антон Давлюдка

                                     хос сиэннэрэ өйдөбүнньүк-килиип анаатылар.

    Бу күннэргэ Улуу Кыайыы 75 cылынан улуус, нэһилиэк аайы Аҕа дойду Улуу сэриитин кыттыылаахтарыгар анаан оҕолоро, сиэннэрэ, хос сиэннэрэ көлүөнэттэн көлүөнэҕэ бэриллэн иһэр өйдөбүнньүк-килииптэри оҥорон үйэтиттилэр.

    Мин төрөөбүт төрүт дойдум Өймөкөөн улууһун кыракый Төрүт нэһилиэгэ Аҕа дойду Улуу сэриитин кытта ыкса сибээстэҕин 90-с сылларга эрэ билбиппит. Биһиги төрүөхпүтүттэн уонтан тахса араас омук дьоно түөлбэлээн олорор нэһилиэгэр грузин, узбек, белорус, украинец, ньиэмэс, нуучча (киһи ааттыы туруон сөп) дьонун атын омуктар дии санаабат да этибит. Сахалыы толкуйдаах, олуттаҕастык да буоллар, биһиги тылбытынан саҥарар дьон этилэр буоллаҕа. Бары биир «төрүттэр» диэн омук дьонобут дии саныырбыт.

    Чороччу улаатан эрэр оҕолорго кэлин дьоммут «переселенецтэр» диэн кимнээҕин, хантан кэлбиттэрин кэпсии сатыыллара да, биһиги «дьээдьэ Онтуоммутун», «дьээдьэ Куостабытын», «дьээдьэ Ыстапааммытын», кэлии дьон ахсааныгар киллэрбэккэ, син биир Төрүккэ төрөөбүт дьон курдук саныырбыт.

    90-c сылларга ГУЛАГ лааҕырдарын ыар «сирэйдэрэ» аһыллан барыытыгар, кыраайы үөрэтэр биир дойдулаахпыт, суруналыыс Сергей Егоров ол кэмнэргэ бэйэтэ төрүттээбит сахалыы тыллаах «Хотугу сардаҥа» уонна «Северная заря» нууччалыы тыллаах хаһыаттарга Белоруссия бартыһаана Антон Давлюд, Грузияттан төрүттээх пулеметчик Константин Чачуа, Украинаттан төрүттээх саллаат Степан Столярчик тустарынан, кинилэр хайдах Өймөкөөн Төрүтүгэр баар буолбутттарын туһунан кырдьыктаах суруйуулара барыбытын соһуппута. Сергей Михайлович кинилэр ыар дьылҕаларын арыйан, сүппүт докумуоннарын ирдэһэн, уоттаах сэрии бэтэрээннэрэ буолалларын дакаастаан, ааттарын-суолларын тилиннэрбитэ.

 

 

    Билигин Төрүт нэһилиэгин ытыктанар, көмүс буукубанан суруллар үс Аҕа дойду Улуу сэрии кыттыылаахтарыгар, Сталин өлбүтүн кэннэ «реабилитацияланна» диэн докумуону буолбакка, «босхолонно» эрэ диэн ыспыраапканы туттартаабыттар. Итинник дуона суох ыспыраапкалаах, тустаах докумуона суох сөмөлүөккэ ким киллэриэй. Баҕар, дойдуларыгар төннө сатаабыттара буоллар, син хайдах эмэ гынан тиийиэ эбиттэрэ буолуо эрээри, кинилэр бары сэриигэ сылдьыбыттарын туһунан ол ыспыраапкаҕа суруттара сатаабыттара кыаллыбатах. Уонна тус олохторун тосту уларытыыларын өссө биир саамай кылаабынай төрүөтэ — Төрүт нэһилиэгэр ыал буолан, силистэрин тардыылара этэ. Оччолорго пиэрмэ кыргыттарын көрсөн, утуу-субуу ыал буолан, оҕолонон-урууланан, Төрүт курдук күндү дойду кинилэргэ суоҕун кэриэтэ буолбут кэмэ этэ.

 

 

    Сахаларга кыахтаах, Ийэ сиргэ чиҥник үктэнэн олорор дьиэ кэргэттэри «Сис ыал» диэн ааттыыллар. Ол кинилэр уйгулаах баайдарынан-тотторун туоһута буолбатах. Бу кинилэр элбэх оҕолонон, сиэннэнэн аҕа-ийэ ууһа буолан олорууларын төрдө. Төрүт нэһилиэгэр бастаан утаа кэлбит киһи олохтоохтор бары «бааһынай» хааннаахтарыттан сөҕөр. Биһиги саҕана кип-киэҥинэн көрбүт тоҥ нуучча сирэйдээх, грузиялыы хойуу хаастаах уонна кыламаннаах, украинныы сырдык чачархай баттахтаах кыргыттар уонна уолаттар сахалыы ыллаан-туойан бадахтарына, соһуйуу бөҕө буолар этилэрэ. Билиҥҥи көлүөнэ оҕолор сахалыы хааннара баһыйдар даҕаны, Чачуа Куоста дуу, Столярчик Ыстапаан дуу, Давлюд Антон дуу сыдьаана буоларын эндэппэккэ билэҕин. Бу күннэргэ батсаабынан биир наһаа дириҥ ис хоһоонноох Өйдөбүнньүк-килиип тарҕанна.

 

    Килииби харах уута суох көрбөккүн. Баҕар, ол биһиги оҕо сааспытын кытта сибээстээҕиттэн буолуо.

 

 

    Сэбиэскэй кыһыл хаалтыстаах кэм оҕолоругар «дьээдьэ Онтуоммут» (оҕо барыта итинник ааттыыр этибит) илэ бэйэтинэн көстөн кэллэ.

 

 

    Кини оччолорго тутуу прорабынан үлэлээн, Төрүппүт тупсаҕай тутуулаах дьиэлэрин тутуспутунан биллэр. Кини бэйэтин дьиэтэ (мин «белорусская хата» диэн ааттыырым) Төрүппүт биир саамай көстүүлээх, кэрэ-мааны дьиэтэ.

 

 

    Бу дьиэни көрбүтүнэн биһиги пуортан Төрүппүт киин уулуссатыгар киирэрбит. Ол да иһин буолуо, ыраахтан дойдутун ахтан кэлбит киһиэхэ дьээдьэ Онтуон дьиэтэ — оҕо сааспыт умнуллубат өйдөбүлэ.

 

 

    Бу курдук кып-кыра эрээри, хас биирдии эпизода олус сатабыллаахтык киһи дууһатын таарыйар аҕыйах мүнүүтэлээх киинэни Антон Давлюд хос сиэннэрэ оҥорон таһаардылар.

 

 

    Манна Белоруссия бартыһаанын тус олоҕо — тапталлаах кэргэнэ Евдокия Николаевнаны кытта бииргэ олорбут дьоллоох түгэннэрэ ойууланар.

 

 

    Биллэн турар, хас биирдии кадрга — кини тапталлаах Төрүтүн ыкса сибээһэ чаҕылхайдык арыллар.

 

 

    Бу буоллаҕа — Орто дойдуга олорон ааһыы чаҕылхай бэлиэтэ. Өскө эйиигин үүнэр көлүөнэҥ маннык сыаналыыр, үйэтитэр буоллаҕына — эн олоҕуҥ суола табыллыбыт!

 

 

    Дьээдьэ Онтуон — Белоруссия бартыһаана Антон Давлюд оҕолоро, сиэннэрэ, хос сиэннэрэ дьоллоохтук олороллорун иһин, кини аатын үрдүктүк тута сылдьыахтарын иһин Аҕа дойду сэриитигэр өстөөхтөрү кытта сэриилэстэҕэ…

     Елена Потоцкая, «Саха сирэ» хаһыат, edersaas.ru

    /© edersaas.ru сайтан: https://edersaas.ru/anton-davlyud/?ysclid=lkwu7ihgrb166087062/

 


 

                                         НОВОГРУДОК  РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

                                   Разыскиваются родные Антона Антоновича Давлюда,

                                   который родился в д. Новины Новогрудского района

                                                               02 июня 2020 1983

    Интернет стирает границы... Это действительно так! В аккаунт нашей газеты @novgazeta в социальной сети Instagram пришло письмо от жительницы села Терють (Якутия) Иванны Горчаковой, которая разыскивает родственников своего дедушки Антона Антоновича Давлюда, ветерана Великой Отечественной войны, уроженца Новогрудчины.

         «Здравствуйте! Меня зовут Иванна Горчакова. Мне 45 лет.

    Большую половину своей жизни наш дорогой, любимый дедушка Антон Антонович Давлюд прожил в суровой и холодной Якутии, на полюсе Холода. А вот родился дедушка в Беларуси, 15 июля 1921 г. в Новины Новогрудского района.

    Воспитывался у бабушки Александры и дедушки Романа, так как остался сиротой – родители Елена и Антон рано умерли. Как рассказывал дедушка, у него было три сестры. Одна девочка умерла еще в грудном возрасте. Вера утонула, когда ей было 12 лет. А Прузынна или Груза (он ее называл так, но возможно имя немного другое), была жива, когда дедушка ушел на войну. Также он часто вспоминал о своих двоюродных братьях Александре, Константине и Викторе.

    Из воспоминаний нашего дедушки и документов мы знаем, что во времена Великой Отечественной войны дедушка был бойцом партизанского отряда «Октябрьский» бригады имени Кирова. После войны дедушка оказался в Якутии, где и остался жить. Здесь, в якутской деревне, он построил дом, создал семью, воспитал четыре дочки.

    Дедушка очень трепетно вспоминал о своей малой родине, рассказывал о своем детстве и пытался разыскать своих родных, хотел узнать о судьбе сестры, двоюродных братьев, но ответов на письма не получал.

    Еще один факт. В 17 лет бабушка нашла ему жену и благословила. У них родились три девочки, помню только имена Валя, Аня (точно не знаем). Из-за глупости и упрямства он ушел от жены. Хотелось бы узнать и об их судьбе, детях, внуках.

    Своего дедушку мы, внуки, очень любили, он был замечательным – справедливым и заботливым. В деревне все его уважали, он был честным, обязательным работником. При его руководстве и участии в деревне были построены больница, магазин, школа, дом культуры и жилые дома.

    Дедушка умер в 1997 г. Похоронен с. Терють. До сих пор нам его очень не хватает, его твердого плеча, ощущения стабильности и поддержки…

    Нам, потомкам своего дедушки Антона Антоновича Давлюда, очень хочется найти и пообщаться с родственниками, узнать историю нашей семьи. Очень надеемся, что кто-то узнает его и откликнется. Большое спасибо!»






 

    Все, кто знал Антона Антоновича, могут напрямую написать его внучке. Аккаунт Иванны в социальной сети Instagram – @loli2057gy. Также женщина оставила нам свой номер телефона. Если нужна помощь в организации связи с родными А.А. Давлюда из Якутии, обращайтесь в отдел интернет-ресурсов по тел. 8-044-5515506.

    Подготовила Анастасия Петрова, “НЖ”.

     /novgazeta.bynews…antona-antonovicha-davlyuda…v-d…/

 











Brak komentarzy:

Prześlij komentarz