С конца 40-х годов в Усть-Нере, ставшей крупным административно-хозяйственным центром золотодобытчиков Индигирки, началось интенсивное строительство жилых домов и объектов соцкультбыта. Строительным материалом служил лиственничный лес. Заготавливали его, сшивали плоты и сплавляли их по большой воде по Индигирке подневольные люди, зеки, дармовой труд которых широко применялся на Крайней Севере.
Работали плотогоны на Эгеляхе, Тыаллахе — притоках Индигирки выше Терюти. Люди тяжелой судьбы, переносившие в полной мере испытания, трудности и лишения. Они часто приходили в Терють, где в каждом доме двери для них были открыты настежь. Сердобольные хозяева встречали их, по старинному якутскому обычаю гостеприимно, со словами: «Капсе, догор (рассказывай, друг), садись к столу». И угощали, чем могли тогдашние колхозники, сами едва сводившие концы с концами.
Прошли, пролетели годы. Быстро, как гласит якутская поговорка, словно птица, промелькнувшая в окне. Многие из тех лесозаготовителей навсегда остались лежать в нашей стылой земле. Вечная им память! Немногие, чудом пережив те годы, возвратились на родину, откуда они были под конвоем доставлены сюда, «куда Макар телят не гонял».
А вот трое из них навсегда обосновались в нашем селе, пустили здесь прочные корни, породнились с якутами. Это — узбек Хаим Каландаров, грузин Константин Чачуа и белорус Антон Давлюд. Вот уже более сорока лет живут они здесь, женаты на уроженках Терюти, имеют детей, внуков. Когда они идут на сенокос в якутских торбосах из выделанной под замшу кожи, с болтающимся на ремне якутским ножом, отпугивая комаров махалкой из лошадиного хвоста — никак не отличишь от стариков-якутов. Живут, уважая и соблюдая местные традиции, впитав в кровь и плоть якутские обычаи, нравственные устои.
Об одном из них, именно Антоне Антоновиче Давлюде, я и решил рассказать на страницах «Северной зари». Об этом человеке, что он пережил в свои молодые годы и как живет сейчас — можно было бы написать целый- роман. Но для этого у меня, не хватает ни писательского опыта, ни способностей. К тому же Антон Антонович по своей скромности не любит рассказывать о себе. Приходится, буквально, вытягивать из- него каждое слово.
Нынешний год для этого семидесятитрехлетнего, всеми уважаемого в Терюти человека, будет, наверное, самым памятным. Недавно он и его супруга Евдокия Николаевна справили сорокалетний юбилей совместной жизни. И еще, тоже недавно, его пригласили в улусную администрацию, и ее глава А. Г. Трифонов вручил ему, как ветерану Великой Отечественной войны, ключи от благоустроенной квартиры в Усть-Нере. Конкретная, адресная забота о конкретном человеке — только так можно расценивать этот справедливый акт новых демократических властей. В этом его коренное, принципиальное отличие от «абстрактного гуманизма», провозглашавшегося в течение 70-ти лет авторитарной системой.
...Впервые я, тогда босоногий сорванец, увидел Антонз Антоновича на Тыаллахе, где он сооружал плоты для сплавления вниз, в Усть-Неру. В небольшом домике, куда я влетел, сидел большой, очень приветливый дядя. Пригласил меня, посадил за сколоченный из необструганных досок стол и дал хлеба с маслом. Какая вкуснятина! Мы в те времена хлеба не пекли, ели пресные якутские лепешки. И еще угостил он куском сахара, тогда для нас, детей Севера, это было большим лакомством. Потом дядя Антон вытащил из старого чемоданчика красную звездочку, ту, которую носили на козырьках солдаты, и прицепил к моей видавшей виды рубашке. Вот было радости! Даже не попрощавшись, выскочил я из избы и побежал домой, как был босиком, чтоб скорей похвастаться перед сверстниками своим «орденом».
Это было в 1952 году. Потом, после смерти кремлевского тирана Антон Давлюд получив свободу, женился на моей землячке Евдокии, работавшей на колхозной ферме. С тех пор, мы с Антоном Антоновичем живем в одном селе, встречаемся почти каждый день.
Несколько лет назад, в один из ласковых весенних дней, мы с ним поговорили о давнишних событиях. Давлюд, как обычно, когда разговор заходит об его участии в войне, был немногословен, но я понял: он обижен несправедливостью, хотя и давно реабилитирован, до конца своей правды не нашел...
В 1943-1944 гг. А. Давлюд воевал в составе одного из партизанских отрядов Белоруссии. Был командиром отделения. Воевал хорошо, о чем свидетельствуют документы. При расформировании партизанского отряда в связи с полным освобождением Белоруссии от оккупантов ему выдали справку о том, что представлен к награждению орденами Красной звезды и Отечественной войны 1степени. Под; справкой подписи комиссара отряда Б. Дерюгина, командиора В. Панченко и начальника штаба Сазонова.
Спустя много лет Антон Антонович послал справку в соответствующие органы Белоруссии. В 1985 году поступил ответ: документы пересланы в партийный архив г. Минска. Вряд ли сейчас можно найти их в том архиве —и партии нет, и... там уже другое государство. Не дали результата и мои поиски через улусный и республиканские военкоматы.
И еще один немаловажный факт, свидетельствующий о больших заслугах А. А. Давлюда перед Родиной: старожил Усть-Неры А. П. Петров рассказывал мне недавно, что он в 50-х годах, будучи секретарем Оймяконского райисполкома, личное вручал Антону Антоновичу полученное из Белоруссии удостоверение Почетного гражданина одного из городов Белоруссии. Какого города — Александр Прокопьевич сейчас не помнит, но помнит — какого-то крупного административно-хозяйственного и культурного центра. Тогда же Петров вручил Давлюду медаль 1 степени партизану Белоруссии.
И вот такой заслуженный человек был репрессирован по пустячному делу и попал на Крайний Север. Но, как говорят у нас, плохого без хорошего не бывает. Здесь, на полюсе холода, он нашел свое счастье, свою вторую редину.
У Антона Антоновича и Евдокии Николаевны 5 дочерей. Валентна работает в налоговой инспекции, Ирина — в торговле, Галина уже четверть века учительствует в местной школе, Наталья, по специальности учительница иностранного языка — на должности управделами наслежной администрации, а ветеринарный врач Раиса живет и работает в Мегино-Кангаласском улусе.
У деда Антона и бабы» Дуси 14 внуков и внучек. Забота о них, их благополучии — смысл старых людей. В них счастье и радость Давлюдов.
Дед Антон, несмотря на свой преклонный возраст, не расстается с плотницкими и столярными инструментами. Топор и пила, рубанок и стамеска, буквально, играют и поют в его золотых руках. Он строит дома для своих детей, их семей. А посмотрели бы, какая у него самого ухоженная и обустроенная усадьба, какой добротный дом. Сразу видно, что живет здесь крепкий хозяин, знающий себе цену человек.
Истекшим летом Давлюд со своими детьми и родственниками, то есть всем семейным кланом, заготовили много сена на давно заброшенном участке.
Вот так живет у нас в Терюти в окружении многочисленной родни объякутившийся белорус, человек необычной судьбы Антон Давлюд.
Афанасий Гермогенов,
наш общ. корр.
с. Терють.
/Северная заря. Усть-Нера. № 122. 2 ноября 1994. С. 3./
Белоруссия бартыһааныгар Антон Давлюдка
хос сиэннэрэ өйдөбүнньүк-килиип анаатылар.
Бу күннэргэ Улуу Кыайыы 75 cылынан улуус, нэһилиэк аайы Аҕа дойду Улуу сэриитин кыттыылаахтарыгар анаан оҕолоро, сиэннэрэ, хос сиэннэрэ көлүөнэттэн көлүөнэҕэ бэриллэн иһэр өйдөбүнньүк-килииптэри оҥорон үйэтиттилэр.
Мин төрөөбүт төрүт дойдум Өймөкөөн улууһун кыракый Төрүт нэһилиэгэ Аҕа дойду Улуу сэриитин кытта ыкса сибээстэҕин 90-с сылларга эрэ билбиппит. Биһиги төрүөхпүтүттэн уонтан тахса араас омук дьоно түөлбэлээн олорор нэһилиэгэр грузин, узбек, белорус, украинец, ньиэмэс, нуучча (киһи ааттыы туруон сөп) дьонун атын омуктар дии санаабат да этибит. Сахалыы толкуйдаах, олуттаҕастык да буоллар, биһиги тылбытынан саҥарар дьон этилэр буоллаҕа. Бары биир «төрүттэр» диэн омук дьонобут дии саныырбыт.
Чороччу улаатан эрэр оҕолорго кэлин дьоммут «переселенецтэр» диэн кимнээҕин, хантан кэлбиттэрин кэпсии сатыыллара да, биһиги «дьээдьэ Онтуоммутун», «дьээдьэ Куостабытын», «дьээдьэ Ыстапааммытын», кэлии дьон ахсааныгар киллэрбэккэ, син биир Төрүккэ төрөөбүт дьон курдук саныырбыт.
90-c сылларга ГУЛАГ лааҕырдарын ыар «сирэйдэрэ» аһыллан барыытыгар, кыраайы үөрэтэр биир дойдулаахпыт, суруналыыс Сергей Егоров ол кэмнэргэ бэйэтэ төрүттээбит сахалыы тыллаах «Хотугу сардаҥа» уонна «Северная заря» нууччалыы тыллаах хаһыаттарга Белоруссия бартыһаана Антон Давлюд, Грузияттан төрүттээх пулеметчик Константин Чачуа, Украинаттан төрүттээх саллаат Степан Столярчик тустарынан, кинилэр хайдах Өймөкөөн Төрүтүгэр баар буолбутттарын туһунан кырдьыктаах суруйуулара барыбытын соһуппута. Сергей Михайлович кинилэр ыар дьылҕаларын арыйан, сүппүт докумуоннарын ирдэһэн, уоттаах сэрии бэтэрээннэрэ буолалларын дакаастаан, ааттарын-суолларын тилиннэрбитэ.
Билигин Төрүт нэһилиэгин ытыктанар, көмүс буукубанан суруллар үс Аҕа дойду Улуу сэрии кыттыылаахтарыгар, Сталин өлбүтүн кэннэ «реабилитацияланна» диэн докумуону буолбакка, «босхолонно» эрэ диэн ыспыраапканы туттартаабыттар. Итинник дуона суох ыспыраапкалаах, тустаах докумуона суох сөмөлүөккэ ким киллэриэй. Баҕар, дойдуларыгар төннө сатаабыттара буоллар, син хайдах эмэ гынан тиийиэ эбиттэрэ буолуо эрээри, кинилэр бары сэриигэ сылдьыбыттарын туһунан ол ыспыраапкаҕа суруттара сатаабыттара кыаллыбатах. Уонна тус олохторун тосту уларытыыларын өссө биир саамай кылаабынай төрүөтэ — Төрүт нэһилиэгэр ыал буолан, силистэрин тардыылара этэ. Оччолорго пиэрмэ кыргыттарын көрсөн, утуу-субуу ыал буолан, оҕолонон-урууланан, Төрүт курдук күндү дойду кинилэргэ суоҕун кэриэтэ буолбут кэмэ этэ.
Сахаларга кыахтаах, Ийэ сиргэ чиҥник үктэнэн олорор дьиэ кэргэттэри «Сис ыал» диэн ааттыыллар. Ол кинилэр уйгулаах баайдарынан-тотторун туоһута буолбатах. Бу кинилэр элбэх оҕолонон, сиэннэнэн аҕа-ийэ ууһа буолан олорууларын төрдө. Төрүт нэһилиэгэр бастаан утаа кэлбит киһи олохтоохтор бары «бааһынай» хааннаахтарыттан сөҕөр. Биһиги саҕана кип-киэҥинэн көрбүт тоҥ нуучча сирэйдээх, грузиялыы хойуу хаастаах уонна кыламаннаах, украинныы сырдык чачархай баттахтаах кыргыттар уонна уолаттар сахалыы ыллаан-туойан бадахтарына, соһуйуу бөҕө буолар этилэрэ. Билиҥҥи көлүөнэ оҕолор сахалыы хааннара баһыйдар даҕаны, Чачуа Куоста дуу, Столярчик Ыстапаан дуу, Давлюд Антон дуу сыдьаана буоларын эндэппэккэ билэҕин. Бу күннэргэ батсаабынан биир наһаа дириҥ ис хоһоонноох Өйдөбүнньүк-килиип тарҕанна.
Килииби харах уута суох көрбөккүн. Баҕар, ол биһиги оҕо сааспытын кытта сибээстээҕиттэн буолуо.
Сэбиэскэй кыһыл хаалтыстаах кэм оҕолоругар «дьээдьэ Онтуоммут» (оҕо барыта итинник ааттыыр этибит) илэ бэйэтинэн көстөн кэллэ.
Кини оччолорго тутуу прорабынан үлэлээн, Төрүппүт тупсаҕай тутуулаах дьиэлэрин тутуспутунан биллэр. Кини бэйэтин дьиэтэ (мин «белорусская хата» диэн ааттыырым) Төрүппүт биир саамай көстүүлээх, кэрэ-мааны дьиэтэ.
Бу дьиэни көрбүтүнэн биһиги пуортан Төрүппүт киин уулуссатыгар киирэрбит. Ол да иһин буолуо, ыраахтан дойдутун ахтан кэлбит киһиэхэ дьээдьэ Онтуон дьиэтэ — оҕо сааспыт умнуллубат өйдөбүлэ.
Бу курдук кып-кыра эрээри, хас биирдии эпизода олус сатабыллаахтык киһи дууһатын таарыйар аҕыйах мүнүүтэлээх киинэни Антон Давлюд хос сиэннэрэ оҥорон таһаардылар.
Манна Белоруссия бартыһаанын тус олоҕо — тапталлаах кэргэнэ Евдокия Николаевнаны кытта бииргэ олорбут дьоллоох түгэннэрэ ойууланар.
Биллэн турар, хас биирдии кадрга — кини тапталлаах Төрүтүн ыкса сибээһэ чаҕылхайдык арыллар.
Бу буоллаҕа — Орто дойдуга олорон ааһыы чаҕылхай бэлиэтэ. Өскө эйиигин үүнэр көлүөнэҥ маннык сыаналыыр, үйэтитэр буоллаҕына — эн олоҕуҥ суола табыллыбыт!
Дьээдьэ Онтуон — Белоруссия бартыһаана Антон Давлюд оҕолоро, сиэннэрэ, хос сиэннэрэ дьоллоохтук олороллорун иһин, кини аатын үрдүктүк тута сылдьыахтарын иһин Аҕа дойду сэриитигэр өстөөхтөрү кытта сэриилэстэҕэ…
Елена Потоцкая, «Саха сирэ» хаһыат, edersaas.ru
/© edersaas.ru сайтан: https://edersaas.ru/anton-davlyud/?ysclid=lkwu7ihgrb166087062/
НОВОГРУДОК РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
Разыскиваются родные Антона Антоновича Давлюда,
который родился в д. Новины Новогрудского района
02 июня 2020 1983
Интернет стирает границы... Это действительно так! В аккаунт нашей газеты @novgazeta в социальной сети Instagram пришло письмо от жительницы села Терють (Якутия) Иванны Горчаковой, которая разыскивает родственников своего дедушки Антона Антоновича Давлюда, ветерана Великой Отечественной войны, уроженца Новогрудчины.
«Здравствуйте! Меня зовут Иванна Горчакова. Мне 45 лет.
Большую половину своей жизни наш дорогой, любимый дедушка Антон Антонович Давлюд прожил в суровой и холодной Якутии, на полюсе Холода. А вот родился дедушка в Беларуси, 15 июля 1921 г. в Новины Новогрудского района.
Воспитывался у бабушки Александры и дедушки Романа, так как остался сиротой – родители Елена и Антон рано умерли. Как рассказывал дедушка, у него было три сестры. Одна девочка умерла еще в грудном возрасте. Вера утонула, когда ей было 12 лет. А Прузынна или Груза (он ее называл так, но возможно имя немного другое), была жива, когда дедушка ушел на войну. Также он часто вспоминал о своих двоюродных братьях Александре, Константине и Викторе.
Из воспоминаний нашего дедушки и документов мы знаем, что во времена Великой Отечественной войны дедушка был бойцом партизанского отряда «Октябрьский» бригады имени Кирова. После войны дедушка оказался в Якутии, где и остался жить. Здесь, в якутской деревне, он построил дом, создал семью, воспитал четыре дочки.
Дедушка очень трепетно вспоминал о своей малой родине, рассказывал о своем детстве и пытался разыскать своих родных, хотел узнать о судьбе сестры, двоюродных братьев, но ответов на письма не получал.
Еще один факт. В 17 лет бабушка нашла ему жену и благословила. У них родились три девочки, помню только имена Валя, Аня (точно не знаем). Из-за глупости и упрямства он ушел от жены. Хотелось бы узнать и об их судьбе, детях, внуках.
Своего дедушку мы, внуки, очень любили, он был замечательным – справедливым и заботливым. В деревне все его уважали, он был честным, обязательным работником. При его руководстве и участии в деревне были построены больница, магазин, школа, дом культуры и жилые дома.
Дедушка умер в 1997 г. Похоронен с. Терють. До сих пор нам его очень не хватает, его твердого плеча, ощущения стабильности и поддержки…
Нам, потомкам своего дедушки Антона Антоновича Давлюда, очень хочется найти и пообщаться с родственниками, узнать историю нашей семьи. Очень надеемся, что кто-то узнает его и откликнется. Большое спасибо!»
Все, кто знал Антона Антоновича, могут напрямую написать его внучке. Аккаунт Иванны в социальной сети Instagram – @loli2057gy. Также женщина оставила нам свой номер телефона. Если нужна помощь в организации связи с родными А.А. Давлюда из Якутии, обращайтесь в отдел интернет-ресурсов по тел. 8-044-5515506.
Подготовила Анастасия Петрова, “НЖ”.
/novgazeta.by›news…antona-antonovicha-davlyuda…v-d…/
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz