czwartek, 31 października 2019

ЎЎЎ А. Герус. Піянэр Жора Сасноўскі. Койданава. "Кальвіна". 2019.







    А. Герус
                                                 ПИОНЕР ЖОРА СОСНОВСКИЙ
                                                                        В ДОЗОРЕ
    В селе Руднычи (Гомельская область, Белорусская ССР) был создан первый пионерский отряд. На сбор отряда как-то пришел председатель недавно организованного колхоза имени Войкова Иван Владимирович Рафалович. Сел он в уголке и начал что-то записывать в свой блокнот. А потом встал и говорит:
    — Вот вы повязали красные галстуки. Это значит, что отныне вы наши первые помощники. Сами понимаете, как нам тяжело сейчас. Село наше глухое, вокруг леса, болота. Кулаков по хуторам много, они прячут у себя подозрительных людей, натравливают их на колхоз...
    Обо всем этом пионеры хорошо знали. Кулаки заглядывали и к их родителям, прикидываясь добрыми, советовали:
    — Ну зачем вам в колхоз вступать? Погибнете.
    Но не только словами пугали они людей. Бывало, и в окна стреляли. В такой глуши это сделать легко: выстрелил — и в лес. Ищи его!..
    Но когда поняли кулаки, что напрасны их старания, увидели, что люди все равно вступают в колхоз, начали делать новые подлости: то сено подожгут, то посевы потопчут, то скотину загонят.
    — Решили мы к вам обратиться за помощью — продолжал председатель. — Создайте свои пионерские дозоры и следите по ночам за колхозным добром.
    Звеньевой Жора Сосновский посмотрел на товарищей.
    — Поможем?
    — Конечно. Непременно поможем.
    — Я так и знал, что вы не откажетесь, — сказал Иван Владимирович. — Так вот он, мой план...
*
    Жора пристально всматривается в темноту. Нет, ему не показалось. Кто-то подкрадывался к колхозному хлеву. Вот он перелез уже через ограду и стал возле стога сена.
    — Смотри, — толкнул Жора Сережу Бутковца.
    Человек чиркнул спичку и наклонился.
    «Что делать? — лихорадочно думали мальчики. — Бежать за помощью? Но пожар тем временем разгорится. Напуганные коровы побросают хлев и разбегутся. Еще в болото зайдут. Броситься самим к поджигателю? А если у него оружие?»
    Жора вставил два пальца в рот и пронзительно свистнул. Поджигатель выпрямился и бросился бежать.
    — Держи! — закричал Жора. Мальчики побежали к стогу и погасили пламя. Злодея не поймали, но он не решился снова прийти: пионерские дозоры были наготове, и по их сигналам поднималось на ноги все село.
                                                          «КРАСНЫЕ ДЬЯВОЛЯТА»
    Утром по селу раздается боевая песня:
                                                    Взвейтесь кострами, синие ночи...
    Это идут пионеры. Витя Хомутовский пристально смотрит на них. Хочется ему пойти вместе с ними, но мать не пускает. Баба Палашка на все село разнесла слухи, что пионеры—дьяволы в красных галстуках. Загубили они свои души и за это будут жестоко наказаны. Другим детям не надо с ними дружить, играть, если они хотят быть чистыми перед богом.
    Но все-таки Вите нравятся пионеры.
    Внезапно появляется сын кулана Грибовского Стецько.
    — У, дьяволы! — кричит он вслед пионерам. — Спрячьте хвосты!
    Витя не любит Стецька. Он сам настоящий дьявол. Дерется, ругается. Никому прохода не дает. Он отходит от Стецька, но тот хватает его за руку:
    — Ты, кажется, с ними заодно? Витя молчит.
    Стецько бьет его по лицу.
    — А ну пусти! — сзади подходит Жора Сосновский.
    Стецько нагло смотрит ему в глаза.
    — А тебе какое дело?
    — Отпусти сейчас же!
    Видя, что слова не помогают, Жора крепко схватил драчуна за руку. Стецько вскрикнул, а освободивши руку, начал угрожать:
    — Погоди, ты еще вспомнишь...
    — Хватит, хватит, беги, пока еще больше не досталось, — усмехнулся Жора и обратился к Вите: — Идем с нами, хочешь?..
    Недаром кулаки не любили пионеров и разносили о них всякое вранье. Большую пользу приносят пионеры колхозу. Когда недостает рабочих рук, помогают пионеры. И все, за что ни возьмутся, делают хорошо. Вон сегодня они окучивают картошку.
    — Ну-ка, давайте соревноваться! — крикнул Жора и первый начал работать.
    Потом привезли на поле молоко и хлеб. Вкусный был обед на свежем воздухе! Витя совсем забыл, что он вместе с «дьяволятами». С ними он купался в речке, загорал, а как стемнело, пионеры допоздна сидели и слушали Ивана Владимировича. Он рассказывал о гражданской воине.
    На следующий день пионеры снова собирали картошку. И вдруг явился Стецько с ватагой кулацких сынков. Они начали топтать картошку. Жора выпрямился и подошел к Стецьку.
    — Ты что картошку топчешь? Вон отсюда!
    — Ну-ну, ты не очень, колхозничек!
    — Убирайся вон!
    — Ты что, в морду хочешь? Да? Это было сигналом к драке.
    Пионеры бежали на помощь к своему вожаку. Вдруг Витя заметил, что Стецько поднимает с земли громадный камень и целится им в Жору. Витя неожиданно для себя бросился Стецьку под ноги и свалил его. Потом сел ему на спину и начал изо всей силы колотить...
    Через несколько минут кулацкие сынки позорно бежали. Жора, вытирая кровь с лица, сказал:
    — Ничего они нам не сделают, только надо везде быть вместе.
    Теперь Витя знает, что он всегда будет с пионерами. С ними интересно, весело, а главное, они никого не дают в обиду.
                                                        ВОЛК В ОВЕЧЬЕЙ ШКУРЕ
    Дед Гаврила появился на селе в драном тулупчике, лаптях и зимней шашке. Сказал, что родом он из украинского села под Черниговом. Из родных у него там никого не осталось. И вот пустился он по свету искать себе хлеба. Рассказывает о себе, на глазах слезы. Иван Владимирович пожалел старика и взял его к себе в колхоз пастухом. Плохой из деда Гаврилы был работник. Коровы начали худеть, молока давали мало. Колхозники стали волноваться.
    — Жора, — сказал Иван Владимирович,— проследи-ка, где дед Гаврила пасет скот. Только незаметно, понимаешь?
    — Ясно, Иван Владимирович.
    Дед погнал стадо далеко от села. Минули один луг, другой, зашли в лес. Коровы шли неохотно, но пастух подгонял их кнутом. На небольшой поляне стадо остановилось. Там совсем не было травы. И коровы, жалобно мыча, стали ходить вдоль и поперек поляны, общипывая чахлые кустарники.
    Теперь Жора понял, почему колхозные коровы начали худеть. А когда из лесу вышли двое людей и, поговорив о чем-то с пастухом, увели одну телку, стало понятно, почему уменьшается колхозное стадо.
                                                      ПОСЛЕДНИЙ РИСУНОК
    Дед Гаврила почуял беду и убежал. Пастушками Иван Владимирович решил сделать Колю Журавского и Жору. Мальчики прилежно исполняли свои обязанности. Скотина стала поправляться.
    Однажды Коля заболел и остался дома. Это были 31 мая 1934 года. Жора сам погнал стадо. Как всегда, он остановил его на болоте, перед лесом. Сам сел на сломанную бурой сосну, вынул цветной карандаш, бумагу и начал рисовать. Ему часто приходилось отрываться, чтобы вернуть корову, которая далеко забежала. Но все-таки рисунок вышел. Жора изобразил свое село, но только в будущем. Улицы широкие, дома новые, а в центре села большая школа. Возле нее Жора нарисовал группу пионеров.
    ...Этот рисунок нашли колхозники рядом с трупом Жоры Сосновского. Убийцы его — кулаки — понесли должное наказание.
*
    С тех пор прошло много лет. Село Руднычи совсем не такое, каким оно было в начале тридцатых годов. Выросла новая школа, есть свой клуб. Зажиточной стала жизнь. Свято чтут в колхозе память о первом пионере-герое Жоре Сосновском, школьники берегут и продолжают пионерские традиции тех далеких, но незабываемых лет.
    /Дети-герои. Сборник. Якутск. 1974. 83-85./





Brak komentarzy:

Prześlij komentarz