niedziela, 6 października 2019

ЎЎЎ Мэнахемія Калымач. Белы Мядзьведзь з Ніжне-Калымску ў Ізраілю. Койданава. "Кальвіна". 2019.



    Авраам /Абрам, אלכסנדר, Александр/ Пэн (פן, Пэнн, Пен, Папликер, Штерн-Папликер./ — род. вроде бы 14 февраля 1905 /1906/ г. в с. Акимовка (Якимівка) Мелитопольского уезда Таврической губернии Российской империи, в еврейской семье меламеда и учителя иврита Ёселя Папликера (Пепликера, Папликера-Штерна) и Сони Заферман, которая ухаживала за детьми Ёселя и на которой он женился после смерти жены. От Сони у него родились двое детей – Авраам и Лена.
    В 1920 г. Авраам оказался в Москве, куда переехала его семья, окончил среднюю школу, учился в Государственном институте слова, посещал Государственный техникум кинематографии, занимался боксом. Будучи хорошим боксером, Авраам вскоре стал тренером по боксу в сионистском спортивном обществе «Маккаби» и, по совместительству, в спортивном обществе «Динамо». В 1926 г. за сионистскую деятельность его ссылают, вместе с другими сионистами, в Среднюю Азию.
    Его мать, Соня Заферман, в 1927 году ездила к своему знакомому Леопольду Сосновскому, «старому большевику» и редактору «Правды», хлопотать за сына. Также за него вступилась вторая жена М. Горького, председатель Ассоциации помощи политическим заключенным Е. М. Пешкова, которая, вроде бы, добилась освобождения Авраама и помогла ему в 1927 г. выехать в Палестину.
    Поселился Авраам Папликер, уже как Александр Пэн (Пен), в Эрец-Исраэль. Работал на апельсиновых плантациях, на строительстве домов, был сторожем. Стал одним из первых инструкторов по боксу в спортивном обществе рабочих «Ха-По‘эл». Деятельно участвовал в создании первой в Израиле киностудии «Моледет». Его первые стихи в Эрец-Исраэль были напечатаны в 1929 г. В 1930-х гг. был членом репертуарной комиссии театра «Хабима».
    С 1947 г. Пэн член Коммунистической партии Палестины, впоследствии — член Коммунистическая партия Израиля, редактор литературного приложения газеты коммунистической партии «Кол ха-‘ам». Его стихи и поэмы становятся плакатными призывами, проникнутыми пафосом веры в грядущую победу коммунизма. В то же время Пэн был единственным, кто отказался участвовать в праздничном номере литературного приложения в честь семидесятилетия Сталина в 1948 году. Так же он, как истинный поэт, был пьяницей, гулякой-бабником и сумасбродом.
    Напившись, Александр Пэн, называл себя Белым Медведем и утверждал, что он родился в с. Нижне-Колымск Колымского округа Якутской области Российской империи, в семье поэта и учителя иврита Иосифа, потомка легендарного Шнеур Залмана из Ляда, и матери, Сары, дочери сектантов-субботников и потомков шведского графа Йенсена (Йенсона).

     Шнеур-Залман бар-Борух из Ляд (Алтер Ребе אלטער רבי — Старый ребе) - род. 4 (15) сентября 1745 г. в. Лиозно Оршанского повето Витебского воеводства ВКЛ, в хасидской семье Боруха и Ривки Познеров. Обучался Торе в Любавичах. В 1760 г. женится на дочери витебского богача Йеуды-Лейба Сегаля, а полученные в качестве приданного деньги (5 тыс. золотых) он направил на закупку инвентаря для еврейских сельскохозяйственных артелей в окрестностях Витебска.  В 1772 г. Шнеур-Залман поселился в Могилеве, а затем в 1777 году попытался вместе с группой хасидов эмигрировать в Палестину, однако на границе Османской империи его отговорил Менахем Мендль из Витебска, и он возвратился в Лиозно. В 1797 г. на «Залмана Боруховича» от единоверцев поступил донос и он был арестован и отправлен в Санкт-Петербург в казематы Петропавловской крепости, но вскоре был освобожден. Два года спустя в 1801 году он был вновь арестован но после смерти Павла I вновь освобожден. Шнеур-Залман, теперь больше известный как Алтер Ребе («старый учитель»), поселился в Лядах. Во время французского вторжения 1812 г. в Российскую империю он, призвав хасидов поддержать царя. С приближением французских войск к Лядам Шнеур Залман с семьей присоединился к обозу отступавшей русской армии. В пути он 15 (27) декабря 1812 (1813) скончался в с. Пены, Слободско-Украинской губернии Российской империя. Могила основателя Хабада находится в украинском городе Гадяч на Полтавщине. /Краткая еврейская энциклопедия. Т. 6. Иерусалим. 1992. Стб. 259-262./
    Из Нижне-Колымска его отец Иосиф уехал искать счастья в Москву и оставил сына на попечение деда по материнской линии, сибирского рыбака и охотника на белых медведей, шведского аристократа Йенсона, который постановил: «Раз ребенок родился в моем иглу, в нем и будет расти».

    В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (1890-1907) упоминается Йенс Арнольд Дитрих Йенсен /Jens Arnold Dietrich Jensen/ (1849-1936) — датский офицер морской службы, путешественник. В 1877 г. посетил американские и другие воды, в 1878-1879 гг. исследовал Гренландию. Его исследования были опубликованы в датском журнале «Meddelelser om Grönland». В 1911 году сменил имя на «Йенс Арнольд Дидерик Йенсен Бильдсё» (Jens Arnold Diderich Jensen Bildsøe).
    Саша Пэн жил с дедом, ибо мать тоже отправилась пешком в Москву, в Нижне-Колымске, на берегу Ледовитого океана, с малых лет ходил на охоту на белых медведей. Когда дед уходил, то маленького Александра стерег верный пес-сенбернар. Однажды дед вернулся и нашел израненного пса возле трупа белого медведя, а рядом мирно спал маленький Саша. Но вскоре дед был смертельно ранен на охоте (задрал белый медведь), и, умирая, шептал что-то про снега, айсберги… Снега и айсберги, также видел умирающий герой романа Пэна «Звездопад» (Шалехет кохавим) - Владимир Йенсон.
    Правда якутские историки не подтверждают «мифотворчество» Папликера. А. Гройсман, приводя в своей книге «Евреи в Якутии. Ч. I. Община. Якутск. 1995. С. 22.» сведения о Пэне, основывается не на якутских архивах, а на статье в «Краткой еврейской энциклопедия. Т. 6. Иерусалим. 1992. Стлб. 913–916.» А Колыма, белые медведи и имя Александр позаимствованы Авраамом у известного сиониста Александра Зайда, с которым Пен дружил и выпивал.
   Когда Сашику исполнилось 10 лет, он с верным псом, пешком отправился на поиски отца, адрес которого перед смертью нашептал дед. 7 лет Саша скитался по России, от берегов Северного Ледовитого океана до Кавказа, ночевал на вокзалах, питался отбросами, воровал, научился виртуозно ругаться (матерится)…
    Естественно, семилетнее бродяжничество, в воспаленном мозгу Пэна, появилось, скорее всего, под влиянием фильма «Путевка в жизнь».
    В 14 лет, Пэн, якобы нашел своего отца в Пятигорске на Кавказе, и поселился с его семьей Матери он так и не увидел, простудившись по дороге в Москву, она умерла спустя два месяца. Тогда же он, якобы, нашел томик Лермонтова и понял, что поэзия – его призвание и Александр с отцом подался в Москву, где познакомился с богемой. Дружил с Есениным, порой обеспечивая последнему «рубль на опохмел» и, что это Сергей Есенин, часто пьяный и неспособный запомнить еврейскую фамилию Папликер, назвал молодого поэта Пэн. Хотя Александр Пэн, также утверждал, что это его истинная фамилия, и даже режиссер Артур Пэн, поставивший знаменитый «Бонни и Клайд» – его родственник.
    Но почему-то, ни Пэна, ни Папликера, ни Штерна не видно, ни на фотографиях тех лет среди советской богемы, ни на афишах поэтических вечеров.
    В 1959 г. Александра Пэна пригласили на писательскую конференцию в Москву, где он дважды общался с главой партии и правительства СССР Никитой Хрущевым. Во время визита его стихи появились в советской прессе и ему вроде бы даже предложили остаться в Советском Союзе, пообещали работу, хорошее жилье, но он, якобы, отказался. В СССР издают так же единственную в его жизни книгу «Сердце в пути» и Пэн становится первым израильским поэтом, книгу которого выпустили в Советском Союзе. А в «Предисловии» к книге написанном Д. Самойловым про Колыму нет ни слова.




    В последние годы жизни поэт был серьезно болен (долгие годы он страдал от диабета), у него была ампутирована нога, однако, единственным стоящим лекарством он считал водку и продолжал много работать, вести литературные дела газеты коммунистов «Коль ха-ам», встречаться с литераторами.
    Умер Александр Пэн 19 апреля 1972 г. в Тель-Авиве (Израиль). По рассказу дочери поэта Зерубабелы, умирающий в больнице Александр Пэн звал деда, шептал про айсберги и белых медведей.
    Александр Пэн был дважды женат и был отцом четырёх детей от трёх женщин.
    Он еще в Москве полюбил юную красавицу Беллу Дон. Она не хотела выходить за него ни там, ни потом, в Палестине. Пен грозил ей самоубийством и даже выстрелил в себя, соврав потом, что это сделали арабы и Белла не устояла и ушла от своего мужа к Пэну. В 1928 г. она родила дочь Зерубабелу (Зрубавелу), а в 1931 году появился сын Адам, который умер в тот же год, и Пен начал пить. Белла забрала дочь и ушла к родителям. Вскоре после развода с Пэнном она вышла замуж за крупного строительного подрядчика Исраэля Сасонкина, строившего здание ИМКА в Иерусалиме и музей современного искусства им. Рокфеллера в Нью-Йорке. Семья много жила за границей – в Италии, Франции и США. Последние годы жизни Сасонкин был торговым советником посольства Канады в Израиле.


    Творческие гены Пэнна проявились у его старшей дочери Зрубавелы, писавшей и публиковавшей стихи. В 50-е годы Зрубавела вышла замуж за нового израильтянина - иммигранта из США инженера Бернарда Файна. Ее сын – внук А. Пэна - Йонатан Файн (род. в 1959 г.), стал консервативным раввином.


    В 1931 г. двадцатипятилетний поэт знакомится с актрисой Ханой (Ханной) Ровиной (которой тогда было 43), которая родилась в городке Березино Минской губернии в 1888 (1893) г. Училась в Варшаве, преподавала в детском саду. С 1914 г. на театральной сцене. С 1918 по 1926 год Х. Ровина в составе театра «Габима» работает в Москве. Вышла замуж за Галеви, артиста труппы, но вскоре изменила ему со знаменитым мхатовцем Леонидовым и Галеви уехал в Палестину, а Ровина осталась в Москве. Вскоре они развелись. А в 1928 г. большую часть «Габимы», гастролировавшей в США, не возвращаться в Москву, а переселилась в Палестину. Так появилась палестинская «Габима», которая с созданием Израиля стала национальным театром.
    В 1934 г. Ровина родила от Пэна дочь Илану. Актриса тяжело переносила беременность и роды, попала в больницу. Во время визитов к ней, Пэн познакомился с молодой медсестрой Рахиль Луфтглас. Ровина, лауреат Государственной премии Израиля (1956), скончалась в 1980 г.

    Ровина же, вместо того чтобы оставить сцену и заняться ребенком, сдала девочку на попечение нянек, а потом пристроила в хорошую трудовую семью. Выросшая дочь ей этого не простила. Илана Ровина стала актрисой и певицей, правда злые языки говорят: что голосок у нее был небольшой и неинтересный, однако на фоне тщательно раздутого скандала залы наполнялись и газетчики интересовались.
    В 1936 г. Алексанр Пэн и Рахиль Луфтглас поженились и Рахиль родила дочь Синильгу /Синильга Айзеншрейбер-Пэн/ и Пен говорил, что имя это на тунгусском языке означает «снег».
    В 1928 г. выходит первая часть романа «Угрюм-река» Вячеслава Яковлевича Шишкова, где фигурирует тунгуска-шаманка Синильга.
    Рахиль осталась с Пэном до конца, до самой его смерти. Она стойко переносила его пьяные дебоши, его измены, помогала и поддерживала его, часто в ущерб семье. Архивы поэта Рахиль передала «Центру Каца» (Центр ивритской литературы им. Киф Тель-Авивского университета).
    Мифы о жизни Пэна живы, но теперь люди понимают, что он не был обманщиком, просто у поэтов реальный и придуманный мир переплетаются. Фантазии поэтов становятся частью их биографии.
    Сейчас в Израиле выходят сборники Александра Пэна (в 2005 г. издан двухтомник), звучат его песни, ставшие народными. О его романе с Ханой Ровиной снят фильм режиссеров Лины и Славы Чаплиных «Было и не было», где главную роль сыграла прима русско-израильского театра «Гешер» Евгения Додина, поставлен спектакль. В одном из районов Тель-Авива улица имени Александра Пэна переходит в улицу имени Ханы Ровиной...
    Историк литературы д-р Хагит Хальперин, исследовательница жизни и творчества А. Пэна, директор литературного архива Тель-Авивского университета, выпустила о Пэне книгу: «Цвет жизни». Изд. Киббуц а-меухад и Центра ивритской литературы им. Киф при Тель-Авивском университете. 2007.


    Литература
    Пэнн Александр. // Краткая еврейская энциклопедия. Т. 6. Иерусалим. 1992. Стлб. 913–916
*    Гройсман А. Евреи в Якутии. Ч. I. Община. Якутск.1995. С. 22.
    Исакова А.  По системе Станиславского. // Лехаим. № 2 (250). Москва. 2013.
    Менахемия  Калымач,
    Койданава






Brak komentarzy:

Prześlij komentarz