Авраам /Абрам, אלכסנדר, Александр/ Пэн (פן, Пэнн, Пен,
Папликер, Штерн-Папликер./ — род. вроде бы 14 февраля 1905 /1906/ г. в с. Акимовка (Якимівка) Мелитопольского
уезда Таврической губернии Российской империи, в еврейской семье меламеда и
учителя иврита Ёселя Папликера (Пепликера, Папликера-Штерна)
и Сони Заферман, которая ухаживала за детьми Ёселя и на которой он женился
после смерти жены. От Сони у него родились двое детей – Авраам и Лена.
В 1920 г. Авраам оказался в Москве, куда
переехала его семья, окончил среднюю школу, учился в Государственном институте
слова, посещал Государственный техникум кинематографии, занимался боксом. Будучи
хорошим боксером, Авраам вскоре стал тренером по боксу в сионистском спортивном
обществе «Маккаби» и, по совместительству, в спортивном обществе «Динамо». В
1926 г. за сионистскую деятельность его ссылают, вместе с другими сионистами, в
Среднюю Азию.
Его мать, Соня
Заферман, в 1927 году ездила к своему
знакомому Леопольду Сосновскому, «старому большевику» и редактору «Правды»,
хлопотать за сына. Также за него вступилась вторая жена М. Горького,
председатель Ассоциации помощи политическим заключенным Е. М. Пешкова, которая,
вроде бы, добилась освобождения Авраама и помогла ему в 1927 г. выехать в
Палестину.
Поселился Авраам Папликер, уже как Александр
Пэн (Пен), в Эрец-Исраэль. Работал на апельсиновых плантациях, на строительстве
домов, был сторожем. Стал одним из первых инструкторов по боксу в спортивном
обществе рабочих «Ха-По‘эл».
Деятельно участвовал в создании первой в Израиле киностудии «Моледет». Его
первые стихи в Эрец-Исраэль были напечатаны в 1929 г. В 1930-х гг. был членом
репертуарной комиссии театра «Хабима».
С 1947 г. Пэн член Коммунистической партии
Палестины, впоследствии — член Коммунистическая партия Израиля, редактор
литературного приложения газеты коммунистической партии «Кол ха-‘ам».
Его стихи и поэмы становятся плакатными призывами, проникнутыми пафосом веры в
грядущую победу коммунизма. В то же время Пэн был единственным, кто отказался
участвовать в праздничном номере литературного приложения в честь
семидесятилетия Сталина в 1948 году. Так же он, как истинный поэт, был
пьяницей, гулякой-бабником и сумасбродом.
Напившись, Александр Пэн, называл себя Белым Медведем и утверждал, что он родился в с.
Нижне-Колымск Колымского округа Якутской области Российской империи, в семье поэта
и учителя иврита Иосифа, потомка легендарного Шнеур Залмана из Ляда, и матери, Сары,
дочери сектантов-субботников и потомков шведского графа Йенсена (Йенсона).
Шнеур-Залман бар-Борух из Ляд (Алтер Ребе אלטער רבי — Старый ребе) - род. 4 (15) сентября 1745 г. в. Лиозно
Оршанского повето Витебского воеводства ВКЛ, в хасидской семье Боруха и Ривки
Познеров. Обучался Торе в Любавичах. В 1760 г. женится на дочери витебского
богача Йеуды-Лейба Сегаля, а полученные в качестве приданного деньги (5 тыс.
золотых) он направил на закупку инвентаря для еврейских сельскохозяйственных
артелей в окрестностях Витебска. В 1772
г. Шнеур-Залман поселился в Могилеве, а затем в 1777 году попытался вместе с
группой хасидов эмигрировать в Палестину, однако на границе Османской империи
его отговорил Менахем Мендль из Витебска, и он возвратился в Лиозно. В 1797 г.
на «Залмана Боруховича» от единоверцев поступил донос и он был арестован и
отправлен в Санкт-Петербург в казематы Петропавловской крепости, но вскоре был
освобожден. Два года спустя в 1801 году он был вновь арестован но после смерти
Павла I вновь освобожден. Шнеур-Залман, теперь больше известный как Алтер Ребе
(«старый учитель»), поселился в Лядах. Во время французского вторжения 1812 г.
в Российскую империю он, призвав хасидов поддержать царя. С приближением
французских войск к Лядам Шнеур Залман с семьей присоединился к обозу
отступавшей русской армии. В пути он 15 (27) декабря 1812 (1813)
скончался в с. Пены, Слободско-Украинской губернии Российской империя. Могила
основателя Хабада находится в украинском городе Гадяч на Полтавщине. /Краткая еврейская
энциклопедия. Т. 6. Иерусалим. 1992. Стб. 259-262./
Из Нижне-Колымска его отец Иосиф
уехал искать счастья в Москву и оставил сына на попечение деда по материнской
линии, сибирского рыбака и охотника на белых медведей, шведского аристократа
Йенсона, который постановил: «Раз ребенок родился в моем иглу, в нем и будет
расти».
В Энциклопедическом словаре
Брокгауза и Ефрона (1890-1907) упоминается Йенс Арнольд Дитрих Йенсен /Jens
Arnold Dietrich Jensen/ (1849-1936) — датский офицер морской службы,
путешественник. В 1877 г. посетил американские и другие воды, в 1878-1879 гг.
исследовал Гренландию. Его исследования были опубликованы в датском журнале
«Meddelelser om Grönland». В 1911 году сменил имя на «Йенс Арнольд Дидерик
Йенсен Бильдсё» (Jens Arnold Diderich Jensen Bildsøe).
Саша Пэн жил с дедом, ибо мать
тоже отправилась пешком в Москву, в Нижне-Колымске, на берегу Ледовитого
океана, с малых лет ходил на охоту на белых медведей. Когда дед уходил, то
маленького Александра стерег верный пес-сенбернар. Однажды дед вернулся и нашел
израненного пса возле трупа белого медведя, а рядом мирно спал маленький Саша.
Но вскоре дед был смертельно ранен на охоте (задрал белый медведь), и, умирая,
шептал что-то про снега, айсберги… Снега и айсберги, также видел умирающий
герой романа Пэна «Звездопад» (Шалехет кохавим) - Владимир Йенсон.
Правда якутские историки не подтверждают
«мифотворчество» Папликера. А. Гройсман, приводя в своей книге «Евреи в Якутии. Ч. I. Община. Якутск. 1995.
С. 22.» сведения о Пэне,
основывается не на якутских архивах, а на статье в «Краткой еврейской энциклопедия. Т. 6.
Иерусалим. 1992. Стлб. 913–916.» А Колыма, белые медведи и имя Александр позаимствованы Авраамом у известного
сиониста Александра Зайда, с которым Пен дружил и выпивал.
Когда Сашику исполнилось 10 лет, он с верным
псом, пешком отправился на поиски отца, адрес которого перед смертью нашептал
дед. 7 лет Саша скитался по России, от берегов Северного Ледовитого океана до
Кавказа, ночевал на вокзалах, питался отбросами, воровал, научился виртуозно
ругаться (матерится)…
Естественно, семилетнее бродяжничество, в
воспаленном мозгу Пэна, появилось, скорее всего, под влиянием фильма «Путевка в
жизнь».
В 14 лет, Пэн, якобы нашел своего
отца в Пятигорске на Кавказе, и поселился с его семьей Матери он так и не
увидел, простудившись по дороге в Москву, она умерла спустя два месяца. Тогда
же он, якобы, нашел томик Лермонтова и понял, что поэзия – его призвание и
Александр с отцом подался в Москву, где познакомился с богемой. Дружил с
Есениным, порой обеспечивая последнему «рубль на опохмел» и, что это Сергей
Есенин, часто пьяный и неспособный запомнить еврейскую фамилию Папликер, назвал
молодого поэта Пэн. Хотя Александр Пэн, также утверждал, что это его истинная
фамилия, и даже режиссер Артур Пэн, поставивший знаменитый «Бонни и Клайд» –
его родственник.
Но почему-то, ни Пэна, ни Папликера, ни
Штерна не видно, ни на фотографиях тех лет среди советской богемы, ни на афишах
поэтических вечеров.
В 1959 г. Александра Пэна пригласили на
писательскую конференцию в Москву, где он дважды общался с главой партии и
правительства СССР Никитой Хрущевым. Во время визита его стихи появились в
советской прессе и ему вроде бы даже предложили остаться в Советском Союзе,
пообещали работу, хорошее жилье, но он, якобы, отказался. В СССР издают так же
единственную в его жизни книгу «Сердце в пути» и Пэн становится первым
израильским поэтом, книгу которого выпустили в Советском Союзе. А в
«Предисловии» к книге написанном Д. Самойловым
про Колыму нет ни слова.
В последние годы жизни поэт был серьезно
болен (долгие годы он страдал от диабета), у него была ампутирована нога,
однако, единственным стоящим лекарством он считал водку и продолжал много
работать, вести литературные дела газеты коммунистов «Коль ха-ам», встречаться
с литераторами.
Умер Александр Пэн 19 апреля 1972 г. в
Тель-Авиве (Израиль). По рассказу дочери поэта Зерубабелы, умирающий в больнице
Александр Пэн звал деда, шептал про айсберги и белых медведей.
Александр Пэн был дважды женат и был отцом
четырёх детей от трёх женщин.
Он еще в Москве полюбил юную красавицу Беллу Дон. Она не хотела выходить за него
ни там, ни потом, в Палестине. Пен грозил ей самоубийством и даже выстрелил в
себя, соврав потом, что это сделали арабы и Белла не устояла и ушла от своего
мужа к Пэну. В 1928 г. она родила дочь Зерубабелу (Зрубавелу), а в 1931 году
появился сын Адам, который умер в тот же год, и Пен начал пить. Белла забрала
дочь и ушла к родителям. Вскоре после развода с Пэнном она вышла замуж за
крупного строительного подрядчика Исраэля Сасонкина, строившего здание ИМКА в
Иерусалиме и музей современного искусства им. Рокфеллера в Нью-Йорке. Семья
много жила за границей – в Италии, Франции и США. Последние годы жизни Сасонкин
был торговым советником посольства Канады в Израиле.
Творческие гены Пэнна проявились у его
старшей дочери Зрубавелы, писавшей и публиковавшей стихи. В 50-е годы Зрубавела
вышла замуж за нового израильтянина - иммигранта из США инженера Бернарда
Файна. Ее сын – внук А. Пэна - Йонатан Файн (род. в 1959 г.), стал
консервативным раввином.
В 1931 г. двадцатипятилетний поэт
знакомится с актрисой Ханой (Ханной) Ровиной (которой тогда было 43), которая родилась
в городке Березино Минской губернии в 1888 (1893)
г. Училась в Варшаве, преподавала в детском саду. С 1914 г. на театральной
сцене. С 1918 по 1926 год Х. Ровина в составе театра «Габима» работает в
Москве. Вышла замуж за Галеви, артиста труппы, но вскоре изменила ему со знаменитым
мхатовцем Леонидовым и Галеви уехал в Палестину, а Ровина осталась в Москве.
Вскоре они развелись. А в 1928 г. большую часть «Габимы», гастролировавшей в
США, не возвращаться в Москву, а переселилась в Палестину. Так появилась
палестинская «Габима», которая с созданием Израиля стала национальным театром.
В
1934 г. Ровина родила от Пэна дочь Илану. Актриса тяжело переносила
беременность и роды, попала в больницу. Во время визитов к ней, Пэн
познакомился с молодой медсестрой Рахиль Луфтглас. Ровина, лауреат Государственной
премии Израиля (1956), скончалась в 1980 г.
Ровина же, вместо того чтобы оставить сцену
и заняться ребенком, сдала девочку на попечение нянек, а потом пристроила в
хорошую трудовую семью. Выросшая дочь ей этого не простила. Илана Ровина стала
актрисой и певицей, правда злые языки говорят: что голосок у нее был небольшой
и неинтересный, однако на фоне тщательно раздутого скандала залы наполнялись и
газетчики интересовались.
В 1936 г. Алексанр Пэн и Рахиль Луфтглас поженились
и Рахиль родила дочь Синильгу /Синильга Айзеншрейбер-Пэн/
и Пен говорил, что имя это на тунгусском языке означает «снег».
В 1928 г. выходит первая часть романа
«Угрюм-река» Вячеслава
Яковлевича Шишкова, где фигурирует тунгуска-шаманка Синильга.
Рахиль осталась с Пэном до конца, до самой
его смерти. Она стойко переносила его пьяные дебоши, его измены, помогала и
поддерживала его, часто в ущерб семье. Архивы поэта Рахиль передала «Центру
Каца» (Центр ивритской литературы им. Киф Тель-Авивского университета).
Мифы о жизни Пэна живы, но теперь люди
понимают, что он не был обманщиком, просто у поэтов реальный и придуманный мир
переплетаются. Фантазии поэтов становятся частью их биографии.
Сейчас в Израиле выходят сборники
Александра Пэна (в 2005 г. издан двухтомник), звучат его песни, ставшие
народными. О его романе с Ханой Ровиной снят фильм режиссеров Лины и Славы
Чаплиных «Было и не было», где главную роль сыграла прима русско-израильского
театра «Гешер» Евгения Додина, поставлен спектакль. В одном из районов Тель-Авива
улица имени Александра Пэна переходит в улицу имени Ханы Ровиной...
Историк литературы д-р Хагит
Хальперин, исследовательница жизни и творчества А. Пэна, директор литературного
архива Тель-Авивского университета, выпустила о Пэне книгу: «Цвет жизни». Изд.
Киббуц а-меухад и Центра ивритской литературы им. Киф при Тель-Авивском
университете. 2007.
Литература
Пэнн Александр. // Краткая еврейская
энциклопедия. Т. 6. Иерусалим. 1992. Стлб. 913–916
*
Гройсман А. Евреи в Якутии. Ч. I. Община. Якутск.1995. С. 22.
Исакова А.
По системе Станиславского. // Лехаим. № 2 (250). Москва. 2013.
Менахемия
Калымач,
Койданава
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz