czwartek, 29 sierpnia 2019

ЎЎЎ Таня Ручаіна. Якуцкая рачная вучэльня. 1989-1973. Койданава. "Кальвіна". 2019.





                                                     ЯКУТСКОЕ РЕЧНОЕ УЧИЛИЩЕ
                                                           НЕМНОГО ИСТОРИИ
    1932 год - Открытие Якутского речного техникума с целью подготовки квалифицированных кадров для зарождающегося речного флота Якутии. Подготовка специалистов ведется по судоводительской и судомеханической специальностям. Первый директор – И. С. Хамазюк
    1945 год - Открытие гидротехнического отделения.
    1952 год - Якутский речной техникум реорганизован в Якутское речное училище.
    1955 год - Построен новый учебный корпус с просторными аудиториями и актовым залом.





    1960 год - Организация и открытие учебно-консультационного пункта Новосибирского института водного транспорта на базе Якутского речного училища. Открытие заочного отделения СПО.
    1965 год - Сдано в эксплуатацию благоустроенное четырехэтажное общежитие на 400 мест.
    /Речное училище. // Энциклопедия Якутии. Т. 1. Москва. 2000. С. 426./


                                                                  КУРСАНТЫ  ЯРУ
                                                                         1989-1973




































                                                                      ПОДОПЫТНЫЕ
    В 70-е годы советско-партийные босы спешили озаботиться своей личной безопасностью на случай атомной войны. Во всех крупных городах Советского Союза началось строительство бомбоубежищ для VIР-персон. В Якутске убежище было оборудовано под землей в самом центре города. Считалось, что подземная каморка в восемь метров сможет оградить местных тойонов от радиации. Но как это проверить? Самым распространенным в России способом — на юных, неокрепших организмах курсантов Якутского речного училища. В России сильные мира сего людей никогда не жалели (подумаешь, если что и случится, этого добра у нас навалом), даже если это почти дети.


    Бывают узники совести, узники концлагерей, узники исправительных учреждений, наконец. А вы когда-нибудь слышали об узниках бомбоубежищ? Я до вчерашнего дня тоже об их существовании ничего не знала. Множество раз, проходя мимо детской спортшколы на Дзержинского и Центра Кулаковского, я обращала внимание на голубые башенки с вечно запертыми на массивные навесные замки дверями. Впрочем, замурованы они были не вечность. Помнится, в глубоком детстве наши дворовые мальчишки лазили туда из любопытства. Интересно, что они там видели, кроме труб, плесени и крыс? Оказывается, если пройти по канализационным коридорам несколько метров и свернуть направо, можно очутиться в самом настоящем бомбоубежище. В 70-х годах много слухов ходило, что его построили для того. чтобы местное правительство могло отсидеться на случай ядерной войны. Все это сильно походило бы на прикол, если бы не было правдой.
    Бомбоубежище в Якутске не только было выстроено со всеми коммунальными удобствами, но и было испытано на десятке юных организмов — курсантах речного училища. Как это было? Абсолютно случайно, как и все и бывает в нашей жизни, мы познакомились с одним из тех десяти экспериментальных юношей и попросили его поделиться своими воспоминаниями. И вот что рассказал нам Алесь Барковский.
     В один из дней весны 1972 года нас, курсантов 3 курса Якутского речного училища, подняли ни свет ни заря, словно на пожар. Построили, как обычно, и объявили, что с сегодняшнего дня нам следует провести неделю в бомбоубежище, там будем и экзамены по математике сдавать, чтобы учебного процесса не прерывать, все-таки весна — время сессий. Мы совсем пацанами были, самым старшим из нас — не больше 17 лет, поэтому даже вопросов не возникало: что? почему? зачем? Воспринимали недельное заточение под землей, как очередное приключение.
    Привели нас в Штаб гражданской обороны, из 20 человек отобрали 10, и я попал в число этих «подопытных кроликов». Старшим над нашей экспериментальной группой был молодой преподаватель по спецлоции Мельников, мы его «Мэлс» за глаза звали. Наверное, ему самому интересно было в бомбоубежище неделю посидеть, ненамного он нас старше был. Вход в бомбоубежище находился прямо в здании, по винтовой лестнице мы спустились под землю и остались там на целых семь дней. Для чистоты эксперимента предполагалось, что курсанты выходить из бомбоубежища не будут. В принципе все условия для длительного пребывания там имелись.
    Едва спустившись вниз; мы попали в небольшую, сквозную комнату, где стоял телевизор (смотри не хочу, хоть сутки напролет) и телефон, изредка нам позволяли по нему звонить По обе стороны комнаты располагалось множество дверей. Что это за помещения были, я не знаю, скорее всего, в них располагались врачи, научные работники, контролирующие ход эксперимента, технический персонал и повара. Они были такими же узниками, как курсанты-речники, тоже целую неделю находились в изоляции. Врачи следили за изменениями в нашем состояние у половины ребят каждые четыре часа брали кровь на анализы, всем измеряли давление. Я с детства игл и шприцев боюсь, поэтому сразу сказал врачам: «Я от укола в обморок упаду, отвечать будете!». Они и оставили меня в покое. Я тогда удивлялся: зачем я им вообще нужен, если медицинские манипуляции со мной не проводились? А сейчас думаю, что всем этим профессорам-доцентам важно было определить, какое количество человек сможет более-менее комфортно существовать в столь малом пространстве, без нормальной циркуляции воздуха. Воздух, кстати, тоже замеряли, следили за тем, как вентиляторы и фановая система работают, по всему бомбоубежищу специальные приборы стояли, ареометры всякие.
    Одна из дверей основной комнаты вела в длинный коридор, это была подземная система канализации, проходящая через центр города. Там мы и спали на деревянных нарах, усыновленных прямо на обледенелых трубах, укрывшись шинелями. Но особого холода не испытывали, так как отопительные калориферы были включены круглосуточно. Только туалет плохо работал, его водой всегда топило.
    Что мне особенно запомнилось, так это кормешка. Кормили нас в бомбоубежище на убой, еду доставляли прямо из ресторана «Лена», передавали через отдушины. Вынужденное заточение превратилось в праздник желудка. Представляете, даже языками угощали, мы их до этого и не пробовали. Пацаны же в общагах жили, почти на казарменном положении, а в училищной столовке, сами понимаете, какими деликатесами кормили.
    Видимо, то, что мы общежитие были, и являлось основной причиной, почему именно нас выбрали в качестве подопытных. В других училищах студенты — мамины-папины дети живут в семьях. Никто их запросто так не отпустит, родители вопросы ненужные будут задавать и прочее. А в речнухе учились в большинстве своем приезжие, много с Иркутской области, дети профессиональных речников. Там училища такого профиля не было, а специалисты были нужны позарез и в Киренск, и в Осетрово.
    — Алесь, вы действительно провели целую неделю, не выходя из бомбоубежища?
    — (Хитро улыбается). Нет, конечно! Пацаны есть пацаны, все равно что-нибудь да и придумают, а речники-курсанты ангельским поведением и вовсе не отличались. Знаете, что мы делали? Уходили из комнаты, якобы спать, выкручивали лампы в канализационном проходе, чтобы ненароком не попасться, и по трубам добирались до запасного выхода. Он почему-то был всегда открыт, как-то прошляпили это дело организаторы эксперимента. Так вот, запасная дверь выходила аккурат к детской спортивной школе, там и сейчас эта башенка стоит. Мы оттуда выбирались на свободу и бежали в четвертый гастроном за вином. И так каждый день. Потом нас, конечно, запалили, но мы с опекающими нас взрослыми договорились так: они закрывают глаза на наши отлучки, а мы им вино из магазина доставляем. Они тоже люди, им так же выпить хотелось. А что еще делать-то в неволе?
    — Где общаговские пацаны деньги на вино брали?
    — Курсанты всегда деньги найдут: друзья приносили к запасному выходу, девчата спонсировали, мы с продавщицами винных отделов очень дружили. После окончания нашего заточения в бомбоубежище один мой однокурсник женился на продавце винно-водочного с четвертого магазина. Вот так!
    — Ваше недельное заточение, как-то отразилось на здоровье впоследствии?
    — Меня часто спрашивают, не подточило ли заточение организм. Думаю, нет, никакими лекарствами меня не пичкали, остальных тоже, я, во всяком случае, такого не видел. Как видите, до сих пор жив и неплохо себя чувствую.
    Р. S. После эксперимента нескольким курсантам дали почетную грамоту от министерства обороны, но, конечно, не тем, кто за вином бегал. Высокая честь была оказана дисциплинированным «подопытным», которые сидели в бомбоубежище безвылазно. Удостоились.
    Записала Лиля БРИГ
    /Якутск вечерний. Якутск. № 21. 1 июня 2001. С. 1. 19./
                                                                            *****
                                                           ЖИЗНЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
    1976 год - Построен лабораторный корпус с мастерскими.
    1980 год - Сдано в эксплуатацию новое пятиэтажное благоустроенное общежитие для курсантов.
    1981 год - Построен новый спортивный зал.
    1982 год - создание и открытие на базе училища Музея истории речников Лены. В музее хранятся более 2000 экспонатов, отражающих поэтапное развитие речного флота Ленского бассейна.
    1997 год - Разрушение главного учебного корпуса.

    2005 год - Построен и сдан в эксплуатацию новый учебный корпус. Открытие дневного отделения высшего профессионального образования - обучение по специальностям "Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов" и "Организация перевозок и управление на транспорте".
    2007 год - Распоряжение Правительства РФ № 465-р от 16.04.2007 г. о присоединении Якутского командного речного училища к Новосибирской академии водного транспорта с образованием на его основе обособленного структурного подразделения - филиала.
    2008 год - Открытие на очном отделении ВПО специальности "Гидротехническое строительство"
    2011 год - Распоряжение Федерального агентства морского и речного транспорта № АД-152-р от 26.05.2011 г. об установлении следующего названия учебного заведения, действующего в настоящий момент - Якутский институт водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО "НГАВТ"
 

 





    Докучаев Николай Семенович (05. 06. 51). ЛОРП. С 1973. Пом. капитана (ТР-1019», «Орехово-Зуево» - 1974, «Рыбинск» - 1977). С 1983 мастер котельной Алексеевской РЭБ. Зам. по строительству АлРЭБ (с 1986). Зам. по производству (с 2003). До 2005.
    Козырь Александр Дмитриевич (02. 07. 51). ЛОРП. С 1973. Пом. капитана судов речпорта Олекминск («Нера» - 1974), капитан («Енисей», «Марха»). Капитан судов Якутского речпорта («Ракета-202» - 1980, «Восход-66», «Ракета-222» - 1987). Капитан судов Жатайской РЭБ («Сибирский-2130»). До 1992. Атаман Якутского казачьего войска (с 1995?). Частный судоводитель. Грамота Патриарха Всея Руси (2005).
    Мейтарджан Игорь Арутюнович (11. 09. 51). ЛБУП. С 30. 05. 71 (рабочий изыскательской партии Янского т/у). С 28. 04. 72 лебедчик-моторист Якутского т/у. С 01. 04. 80 нач. изп-8 ЯТУ. С 24. 12. 81 нач. РОП ЯТУ.
    /Павлов А. С.  Ленские речники. Якутск. 2008. С. 41, 61, 88./


                                                                   КУРСАНТЫ  ЯРУ
                                                                           1989-1973




















 
 
                                                                               * * *
                                                                               * * *
                                                                          РОТНЫЙ
 
                                                               11. 11. 2020 17:30 614
                                                                          Некролог
                                      Министерство культуры выражает соболезнования
    Министерство культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) выражает соболезнования директору и художественному руководителю Государственного академического русского драматического театра им. А. С. Пушкина Александру Александровичу Лобанову в связи с кончиной его отца
 

                                                 ЛОБАНОВА Александра Федоровича
    Александр Федорович Лобанов родился в 25 ноября 1942 года. В начале 60-х годов приехал в Якутск, искренне полюбил Якутию. После службы на Тихоокеанском флоте вместе с супругой вернулся в Якутск. Всю жизнь он преподавал в Якутском речном училище. Его ученики по сей день работают по всей стране, а кто-то и за пределами, и всегда очень тепло, с уважением отзываются о своем педагоге.
    Министерство культуры выражает искренние соболезнования родным, близким, друзьям Александра Федоровича.
 






Brak komentarzy:

Prześlij komentarz