ЯКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
*
В Верхоянское Окружное Полицейское Управление.
Временно проживающего в г. Верхоянске
Алексея Станиславовича Белевского
Заявление
Имею честь заявить Верхоянскому Окружному Полицейскому Управлению, о рождении у меня 23 августа 1900 г. дочери, по имени Евгения.
Марта 10 дня 1901 г. г. Верхоянск.
Алексей Белевский.
*
В Верхоянское Окружное Полицейское Управление.
Временно проживающего в г. Верхоянске
Алексея Станиславовича Белевского
Прошение
Прошу Верхоянское Окружное Полицейское Управление выдать мне Удостоверение о рождении у меня дочери Евгении, согласно поданном мною об этом Заявления
Верхоянск 11 марта 1901 года
Алексей Белевский.
*
Удостоверение
Выдано при Верхоянском Полицейском Управлении политическому поднадзорному Алексею Станиславовичу Белевскому, согласно его прошения от 10 месяца марта в том, что дочь, прижитую от политической поднадзорной Катерины Прейс, родившуюся в г. Верхоянске 25 августа 1900 года, названной Евгенией, которая по сие время еще не крещена, в чем Верхоянское Окружное Полицейское Управление удостоверяет апреля 16 дня 1901 г.
*
МВД Секретно
Якутское
Областное Управление
Отделение 1
Стол секр.
29 октября 1902 г.
№ 955
г. Якутск.
Верхоянскому Окружному Полицейскому Управлению
Вследствие донесения от 8 минувшего сентября за № 73 Первое Отделение Областного Управления дает знать Полицейскому Управлению, что дела об административных ссыльных Алексее Белевском и Екатерине Прейс препровождены 1-е от 28 июня за № 522 и 2-е от 30 сентября за № 864 сего года г. Енисейскому Губернатору, по месту жительства означенных поднадзорных
Старший Советник /подпись/.
/Личное дело адм. ссыльных Алексея Белевского и Прейс Е. на 17 листах. НА РС(Я). Ф. 25. Оп. 3. Д. 50. Лл. 9, 10, 10 об., 15./
ХХ
РАСПАД «ЗЕМЛИ И ВОЛИ».
НАРОДОВОЛЬЦЫ И ЧЕРНОПЕРЕДЕЛЬЦЫ
Усиливающиеся репрессии и беспросветность политического горизонта все более выдвигали теорию систематического террора, как единственно возможного и достигающего цели орудия борьбы с давящим режимом.
Н. А. Морозов с обычным талантом написал об этом соответствующий трактат.
Появилось много таких, у которых была разбита вся личная жизнь.
У одних оказались загубленными: отец, мать, сын, невеста, брат, жена, сестра.
Другие потеряли всякую надежду, силу и желание жить и искали случая подороже продать разбитое существование.
Нервное напряжение дошло до крайности. Желябову приходилось уже нс подогревать, а сдерживать рвущихся на последнее единоборство за лучшую жизнь, хоть для других.
— Не время сеять семена впрок, когда все рушится! — говорил он. Но мы должны выполнить строго и последовательно весь план политических казней, чтобы добиться главного: учредительного собрания и свободы, хотя бы для наших преемников. Не мы, а история осудила палачей. Мы — простые исполнители ее властной воли.
Пропаганда «впрок» даже среди городских рабочих была оставлена.
Брали лишь готовые материалы, годные «на дело», т.-е. на блестящую и краткую роль политического метеора.
— Надо действовать и непрерывно, а не разговаривать! — слышались постоянно призывы вождей.
Так говорили будущие «народовольцы», отказавшиеся от старого знамени «Земля и Воля».
Его сохранили лишь верные старым заветам, более уравновешенные и спокойные, не считающие возможным осуществить политическую революцию и новый строй без сознательной поддержки деревни, крестьянства.
Но и они находили лозунг «земля и воля» недостаточно современным и понятным.
«Воля», по понятиям масс, была уже дана 19 февраля 61 года, свободы же в смысле прав человека и гражданина — хартии вольностей — крестьяне еще не понимали, а одно слово «земля» ничего не обозначало.
Поэтому верные программе партии «Земля и Воля» выбрали более понятное и любезное для деревни требование: «черный передел».
Недавние друзья и товарищи размежевались. Вождем народовольцев стал Желябов, горячо протестовавший против раскола, а во главе чернопередельцев выступил Преображенский.
В петровском, обновленном теперь, «четвертаке» большинство осталось чорнопередельцами. В него вступили: А. Белевский, И. Иллиниг, Ф. Каменский, И. Бенедиктов — все чернопередельцы.
Выбыли в группу народовольцев, составивших свою организацию с новыми лицами, только трое: братья Мóрозы и Еманов.
Несомненно, что народовольцы представляли из себя более яркие революционные темпераменты...
/В. А. Анзиміровъ. «Крамольники». (Хроника изъ радикальныхъ кружковъ семидесятыхъ годовъ). Москва. 1907. С. 122-123./
ПАМЯТНЫЕ КНИЖКИ ЯКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.
Историко-библиографический очерк
...Наибольшей ценностью из всех изданий Якутского статистического комитета отличается «Памятная Книжка Якутской области на 1896 годъ». Это собственно не одна, а целая серия Памятных Книжек.
Время между 1893 и 1898 годами было самым блестящим периодом в жизни Якутского статистического комитета. Знаменитая Сибиряковская экспедиция, организованная на средства И. М. Сибирякова для исследования быта инородцев Якутской области, дала материальные средства и возможность привлечь к работам изучения края, в качестве сотрудников, ряд политических ссыльных, как например: И. А. Виташевского, В. И. Иохельсона, Л. Г. Левенталя, И. И. Майнова, Э. К. Пекарского, В. Богораза, И. Л. Геккера, В. М. Гориновича, В. М. Ионова и мн. др.
Работы экспедиции велись в близком соучастии с статистическим комитетом и поэтому неудивительно, что в портфеле комитета в этот период скопился ценный статистический, этнографический и архивный материал, который и был комитетом использован для Памятной Книжки на 1896 год, вышедшей в разное время тремя выпусками.
Первый выпуск вышел из печати в начале 1896 года. Содержание его представляет ряд следующих статей: «О климатѣ Якутской области», Сосновского; «Очеркъ физической географіи Якутской области», Сосновского; «Замѣтка о населеніи Якутской области въ историко-этнографическомъ отношеніи», В. И. Иохельсона; «Къ вопросу о развитіи земледѣлія въ Якутской области», В. И. Иохельсона; «Важнѣйшіе промысла и занятія жителей Колымскаго округа», Д. И Мелинова [* Извлечение по командировке Меликова в Колымский округ в 1893 году.]; «Поправка къ статьѣ: къ вопросу о развитія земледѣлія въ Якутской области»; «Къ вопросу о скотоводствѣ у Якутовъ Якутскаго округа», В. М. Ионова; «Замѣтки по Якутскому скотовѣдѣнію», Якутского об. ветеринара Дмитриева; «Якутскій родъ до и послѣ прихода Русскихъ»; «Замѣтка о вліяніи уголовныхъ ссыльныхъ на Якутское населеніе»; «Списокъ населенныхъ мѣстъ Якутской области».
Для большинства перечисленных статей материалом служили извлечения из канцелярий и архивов инородных управ Якутского округа, сделанные сотрудниками комитета; а для некоторых результаты подворной переписи в нескольких наслегах Якутского округа. Любопытно, что этот первый опыт статистического обследования экономической жизни якутов, давший хорошие результаты, был вместе с тем и последним и больше до настоящего времени не повторявшимся. Говоря о прошлых Памятных Книжках, мы обходили молчанием статистическую часть книжек, как мало заслуживающую внимания, потому что статистические сведения там представляли простой результат сводки улусной и полицейской статистики. Статистические сведения Памятной Книжки 1896 года, базирующиеся на данных отмеченной нами выше подворной переписи, представляют несомненную ценность, позволившую сделать некоторые выводы и обобщения, довольно интересные, как например, в статье: „Къ вопросу о скотоводствѣ у якутовъ Якутскаго округа».
Большой ценностью, не утраченной до настоящего времени, отличаются статьи: «Замѣтки по Якутскому скотовѣдѣнію» и «Къ вопросу о развитіи земледѣлія въ Якутской области». Кстати, нам хотелось бы здесь исправить ошибку агронома Ефимова, который в своей книге «О сельскомъ хозяйствѣ и другихъ промыслахъ населенія Якутской области» автором статьи «Къ вопросу о развитіи земледѣлія въ Якутской области» называет агронома Беляевского. Это неверно, так как в действительности эта статья написана В. И. Иохельсоном.
Дав ценный и богатый содержанием материал по якутоведению, Памятная Книжка 1896 года породила целую литературу, посвященную ей; мы не имеем возможности, в рамках настоящего очерка, остановится па ней и потому отсылаем интересующихся к этой литературе, рассеянной в Сибирской печати в 1896-1898 г.г...
г. Якутск 1915 г.
В. Д. Виленский
/Сибирскій Архивъ. Журналъ исторіи, археологіи, географіи и этнографіи Сибири, Средней Азіи и Дальняго Востока. Редакторъ-Издатель А. Линьковъ. № 6. Іюнь. Минусинскъ. 1915. С. 283-284./
Белевский, Алексей Станиславович (Белоруссов), беллетрист и публицист, родился в 1859 году, образование получил в кадетском корпусе и в Петровской сельскохозяйственной академии; будучи студентом был арестован в 1879 году по политическому делу и сослан в Сольвычегодск Вологодской губ., откуда за содействие побегу своих товарищей был переведен сперва в Архангельскую губернию, а потом в Западную Сибирь в город Мариинск. Отбыв срок ссылки, он вернулся в Москву, докончить курс в Петровской академии и выдержал экзамен на магистра сельскохозяйственной экономии, но вскоре последовал новый арест и высылка на родину, в Могилевскую губернию. Пробыв затем недолгое время губернским земским агрономом в Нижегородской губернии, он в 1896 году опять был арестован и после двухлетнего тюремного заключения сослан на 8 лет в Якутскую область; эту ссылку он отбывал в Верхоянске, одном из самых холодных пунктов на всем земном шаре. В 1904 году при Святополке-Мирском срок ссылки ему был сокращен, он вернулся в Европейскую Россию и занялся вплотную литературной деятельностью, сотрудничая в «Нашей Жизни», «Русскихъ Вѣдомостяхъ», «Пути», «Вѣстникѣ Европы» и других изданиях и подписывая свои статьи и беллетристические произведения псевдонимом «Бѣлоруссовъ». В 1905 году он еще раз был арестован по делу крестьянского союза; с 1908 года живет постоянно за границей.
Начало его сотрудничества в «Русскихъ Вѣдомостяхъ» относится к 1887 году. В 1887-1891 гг. он поместил в газете статьи: «Мода въ области сельскаго хозяйства» (1887 г., № 203), «Формы крестьянскаго землевладѣнія въ Могилевской губерніи» (1889 г., № 239), ряд отзывов в библиографическом отделе на книги по сельскому хозяйству и сельскохозяйственной экономии и несколько корреспонденций из Могилевской губернии. Затем следует большой перерыв, и, если не считать одной корреспонденции из Якутской области в 1900 году, сотрудничество Белевского в «Русскихъ Вѣдомостяхъ» возобновляется лишь в 1905 году, когда в фельетонах газеты появились его очерки: «Страничка воспоминаній» (1905 г., № 163), «Дома» (1905 г., № 184), «Новые люди» (1905 г., № 214). Более часто стал он писать в «Русскихъ Вѣдомостяхъ» с 1908 года: «Въ Абхазіи» (1908 г., № 109), «День въ Финляндіи» (1908 г., № 113), «На морскомъ берегу» (1908 г., № 118), «Въ странѣ старой культуры» (1908 г., № 144), «Къ итогамъ» (1908 г., № 174). В том же 1908 году он переехал на жительство за границу и сделался постоянным корреспондентом «Русскихъ Вѣдомостей» сперва из Турции, потом с 1909 года из Франции. Парижским корреспондентом газеты он состоит и в настоящее время.
/Русскія Вѣдомости. 1863-1913. Сборникъ статей. [Сотрудники «Русскихъ Вѣдомостей» 1863-1913.] Москва. 1913. С. 31-32./
Бѣлевскiй, (Бѣлоруссовъ), Алексѣй Станисл., беллетр. и публиц. париж. корресп. «Рус. Вѣд.», р. 1859, магистръ агрономiи.
/Проф. С. Венгеровъ. Критико-біографическій словарь русскихъ писателей и ученыхъ. (Отъ начала русской образованности до нашихъ дней). Т. I (Вып. 1-3). Предварительный списокъ русскихъ писателей и ученыхъ и первыя о нихъ справки. (2-е изд.). Петроградъ. 1915. С. 97./
СИБИРЯКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И НАУКЕ
Критическая заметка С. Карцова
Среди русских писателей и ученых очень много уроженцев Сибири, приобретших громкое имя — одни в литературе, другие в наук. Достаточно назвать имена Менделеева, Д. Н. Анучина, Н. А. Полевого, Щапова, Шелехова, Потанина, Олигера и мн. друг. Еще больше среди сибиряков рядовых тружеников, хотя не со столь громкою славою, но все же внесших свою лепту в сокровищницу русской науки и литературы.
Собрать сведения о них, составить словарь сибирских писателей и ученых — мысль очень счастливая. За осуществление ее взялся М. Е. Стож. Но осуществление едва ли можно считать удачным.
По русской пословице — первый блин комом. Можно было бы поэтому оправдать г. Стожа, если бы... на обложке его словаря не было отмечено, что таковой отпечатан девятым изданием, значительно исправленным и дополненным [* М. Е. Стожъ. Словарь сибирскихъ писателей, поэтовъ и ученыхъ. Иркутскъ. К-тво «Ирисъ». 16 д. л. 78 стр. съ. портр. Ц. 40 коп.]. Значит, это уже не первый блин...
Г. Стожъ не ограничивается в своем «Словаре» одними только сибирскими писателями и учеными: он включил в свой словарь и уроженцев Европейской России, исследователей Сибири или живших в Сибири, сотрудничавших в сибирских изданиях, а также поляков, писавших по-русски о Сибири. Таким образом «Словарь» Стожа дает даже больше того, что обещает заглавие. Но... дает в довольно небрежном и неполном виде, с массою пропусков и ошибок.
Небрежность выражается прежде всего в порядке размещения имен в словаре: вначале соблюдается алфавитный порядок, потом сведения следуют без всякого порядка, без всякой системы. Так, напр., после Швецова вдруг — Корщ, после Станиславского —Волков и т. д.
Сведения даны неполные и неравномерные. О некоторых второстепенных писателях сообщается гораздо более подробностей, чем об известных и заслуженных; некоторые писатели фигурируют в «словаре» только в виде портретов, без всякого текста и т. п. Есть и много промахов и сильно устаревших сведений.
Вот некоторые фактические поправки
Стр. 8. Не отмечена смерть Вас. Степ. Ефремова, умершего в 1915 г. Не указано, что Ефремов был редактором «Голоса Народной Правды» в 1908 г. (вышел только № 1, после чего газета была закрыта).
Стр. 12. Обязательно следовало бы упомянуть об участии Олигера в «Сибирскихъ Вопросах», выступление в которых было началом проникновения его в толстые журналы.
Стр. 47. Не отмечено участие В. И. Дзюбинскаго в «Голосе Народной Правды».
Стр. 52. Неверно утвержденье, будто А. А. Макаренко совместно с Э. К. Пекарским организовал особое «Приложение» к «Живой Старине». Инициатива этого дела и организация, при поддержке Редакционной Комиссии Отделения Этнографии И.Р.Г.О., принадлежит всецело Всеволоду Михайловичу Ионову, о котором, к сожалению, никаких сведений в Словаре не приведено. Для осуществления мысли Ионова Редакционной Комиссией было избрано особое бюро, в которое, кроме Ионова, вошли А. А. Макаренко и М. К. Азадовский. Э. К. Пекарский принимал участие в организации и осуществлении предприятия, так сказать, ех-оfficio, в качестве Секретаря Отделения Этнографии и Фактического редактора «Живой Старины».
Стр. 59. Якутоведы до сих пор не слыхали о том, чтобы в столичных журналах были напечатаны собранные М. П. Овчинниковым «богатейшие материалы о юридических обычаях якутов, которые потом были присвоены одним лицом». Желательно более точное указание.
Стр. 61. «В настоящее время» Э. К. Пекарский служит в Музее Антропологии и Этнографии имени императора Петра Великого при Императорской академии наук в должности младшего этнографа и заведует состоящей при музее Галереей Императора Петра I. Кроме того состоит секретарем Отделения Этнографии Имп. Р. Геогр. О-ва.
Таких поправок и дополнений к «Словарю» г-на Стожа можно бы сделать еще десятки.
Несмотря, однако, на все недостатки, ошибки, промахи, «Словарь сибирских писателей» все же представляет приятное явление, как одна из первых попыток такого рода областного словаря писателей и ученых.
Надо надеяться, что в след. издании перечень писателей о Сибири будет пополнен, и в него попадут В. Л. Серошевский, Н. А. Виташевский, В. М. Ионов, И. И. Майновъ, В. И. Иохельсон, В. Г. Богораз (Тан), Н. Л. Геккер, Л. Г. Левенталь, А. С. Белевский, В. Ф. Трощанский, А. И. Бычков,, П. И. Войнаральский, В. А. Данилов, С. Ф. Ковалик, Ф. Я. Кон, В. Ф. Костюрин и М. Н. Костюрина, К. К. Куртеев, Я. В. Стефанович, прот. Ф. А. Стуков, С. В. Ястремский и др.
Надо также надеяться, что составитель выпустит новое издание в более тщательно обработанном виде, с соблюдением алфавитного порядка в нем.
/Вѣстникъ Литературы. Иллюстрированный Журналъ Словесности, Науки и Библіографіи. № 6. С.-Петербургъ. 1916. Стлб. 136-138./
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
Разгром «Народной Воли» в 80-х годах. — Харьковская подгруппа «Народной Воли». — «Террористическая группа Народной Воли» 1887 года и попытка к покушению на жизнь императора Александра III. — «Социалисты-Федералисты» и журнал «Самоуправление»... —
В 1879 году существовавшее в России революционное сообщество «Земля и Воля» распалось на две партии: «Черный Передел» и «Народную Волю». Обе партии ставили целью своей деятельности установление в России социалистического строя и соответствующего ему образа правления, но расходились во взглядах на ближайшие задачи революционной работы и на средства для достижения поставленного идеала...
В Москве же в 1887 году составилась организация, назвавшая себя «Социально-революционной партией», в которую вошли преимущественно воспитанники Московского технического училища и студенты Петровской академии, организаторами же явились опытные революционные работники: Белевский, каракозовец Николаев и считавшийся радикалом Серебряков, выработавшие программу партии, названную «программой социалистов-федералистов».
Признавая, так же как и предыдущая организация, все положения программы Исполнительного Комитета «Народной Воли» и находя, что самым целесообразным средством борьбы с правительством является систематический террор, руководители новой партии держались однако своего особого взгляда на организацию партии, которую предполагалось строить на следующих началах.
Партия должна быть построена на началах единства и неуловимости. Первое должно заключаться в одинаковом понимании всеми членами партии ее целей, ее идеалов. Это создаст внутреннюю идейную спайку между членами партии и будет направлять каждого на помощь и выручку другому. Неуловимость же партии, как гарантия от поголовных одновременных погромов, должна быть достигнута ее организацией. Партия слагается из отдельных местных групп, работающих совершенно самостоятельно в зависимости от местных условий. Эта организационная обособленность особенно строго должна быть проведена в жизнь боевых групп. Наличность одной постоянно действующей боевой организации, как то было в расцвете «Народной Воли», неправильна. Более целесообразно действовать отдельными, небольшими боевыми группами. Боевые группы составляются из разбросанных в обществе отдельных террористов лишь при надобности совершить какой-либо террористический акт. Быстро сплотившись, они, как бы с налету, совершают намеченное убийство и вновь распыляются и тонут в обществе. «В виду политических условий жизни в России, мы (заявляли социалисты-федералисты в своей программе) на ряду с пропагандой устной и литературной начал общественности и свободы, по примеру наших предшественников, стоявших под знаменем «Народной Воли», будем веста деятельную борьбу с правительством, основанием которой будет служить революционная агитация, конечным актом — террор, а целью — политическая свобода и организация общества в интересах трудящихся классов [* «Обзоры важнѣйшихъ дознаній, производившихся въ жандармскихъ управленіяхъ имперіи по государственнымъ преступленіямъ и вѣдомости дознаніямъ». Обз. XII. При дальнейших ссылках на обзоры будет указываться — «Обзоръ». ].
Выработав программу, руководители организации разослали ее по кружкам в Петроград, Орел, Курск, Харьков, Киев, Одессу, но так как в большинстве кружков она встретила серьезные возражения из-за своего ярко террористического характера, то им пришлось ее значительно смягчить.
Члены партии успешно вели пропаганду среди учащихся, благодаря же денежным поддержкам одного из членов занялись и более широкими предприятиями. Они сорганизовали библиотеку и задумали издание в России своего органа, в каковых целях стали ставить в Самаре типографию, относительно же издания вошли в тесные сношения с эмигрантами и Петроградским кружком, в котором главную роль играли супруги Флоровские [* Сергей Николаевич и Ольга Николаевна, сестра известной народоволки Веры Фигнер.].
По результатам этих сношений было решено начать издание журнала пока за границей, куда со всеми материалами для номера первого, в конце 1887 года и выехала заведовавшая в Москве техническою частью Копылева.
В Декабре того же года в Цюрихе, благодаря содействию польского кружка Дембо и Дембскаго, появился № 1 партийного журнала «Самоуправленіе, органъ соціалистовъ-революціонеровъ», а в январе 1888 года он уже поступил в распространение по кружкам и в России.
В № 1 «Самоуправленія», появившемся в России в январе 1888 года, была напечатана программа партии. Заявив, прежде всего, что они «социалисты-федералисты», сторонники программы изложили сущность социализма, дали весьма тенденциозную картину современного состояния России и затем перешли к программе действий.
«Мы считаем возможным выставить следующие пункты, проведение которых в жизнь желательно и возможно, а следовательно и обязательно».
«а) 1. Постоянное народное представительство, с законодательными полномочиями в вопросах общегосударственных. 2. Широкое местное самоуправление для удовлетворения местных нужд. 3. Всеобщее избирательное право. 4. Полная свобода слова, совести, печати, ассоциаций, собраний и избирательной агитации».
в) 1. Национализация земли. 2. Система мер, имеющих в виду передачу в руки рабочих или государства фабрик и заводов. 3. Широкий государственный кредит непосредственным производителям. 4. Организация обмена на началах общественности, с целью устранения в нем всякого излишнего посредничества».
Указав затем, что на пути к осуществлению намеченных целей партия столкнется с современным политическим строем, программа заявляла: «Поэтому, мы считаем необходимым, рядом с культурною деятельностью, повести и активную борьбу с абсолютизмом во имя политической свободы, — этого необходимого условия нормальной общественной жизни. Из путей, ведущих к этой свободе, путь народной революции мы считаем едва ли пригодным. Невозможно основывать никаких прочных надежд на таком стихийном явлении, как подобная революция, ни момент наступления, ни исход которой, к тому же, и предсказать нельзя. Мы не думаем, чтобы своевременно и экономично было затрачивать силы на дворцовую или городскую революцию: такой способ действия, не говоря уже об его трудности, может привести к нежелательным результатам, — мы не хотим менять одну деспотию на другую. Путь легальной агитации в печати, земствах и т. д., организация легальных общественных протестов и легального давления на правительство имеет за собой многое и нами усиленно рекомендуется. Но едва ли он один поведет к значительному успеху. Поэтому, в число путей борьбы с абсолютизмом мы считаем нужным включить путь, избранный уже людьми 1-го Марта. Мы уверены, что если не отдельный террористический факт, то ряд таких фактов, система их, при некоторой, общественной поддержке, заставит монархизм, держащийся только разрозненностью общества и традицией рабства, положить оружие... Нечего и думать, что монархизм сразу положит оружие. Напротив, он употребит сначала все силы, чтобы задавить врага и сохранить свое положение. И только тогда, когда перепробовавши все средства, он убедится, что враг сильнее его, что на место погибших бойцов встают новые, — только тогда решится он капитулировать. Перед смертью его мы вправе ожидать усиления реакции и гнета. Это тяжелое время надо пережить, оно не должно никого смущать. Предстоящие испытания не должны заслонять собою окончательного результата энергичной борьбы с абсолютизмом — политической свободы, при которой, с одной стороны, страна станет в нормальные условия жизни и развития, а с другой, культурная работа в народе получит то значение, которое мы хотели бы ей придать».
Кроме программы, в № 1 было помещено несколько статей и ряд писем выдающихся эмигрантов, как, например, Лаврова и Драгоманова, с выражением их взглядов на политический момент.
В мае вышел № 2 и тем же летом появился в кружках. Направление первых двух номеров журнала не удовлетворило его издательскую группу и в Петроградском кружке Флоровских решено было привлечь к участию бывших сотрудников «Отечественныхъ Записокъ» и с этой целью кружок, прежде всего, обратился к Н. К. Михайловскому. Михайловский принял на себя редактирование журнала и отдел передовых статей, Флоровский брал внутреннее обозрение, обещали сотрудничество Гл. И. Успенский и С. Н. Кривенко, настаивавший на скорейшей постановке типографии в России [* Интересные данные об этом моменте помещены у Е. Колосова «К. Михайловскій», стр. 62-65. Петроград. 1917 г.].
С этого момента организационный центр партии как бы перешел в Петроград, тем более, что редактор и главный сотрудник органа Белевский, после приглашения Михайловского, отошел от журнала.
После некоторой задержки, происшедшей с отпечатанием № 3-го, он появился, наконец, в феврале 1889 года, а в апреле вышел и № 4, на котором издание и прекратилось.
Причинами к тому послужили: описываемый ниже разгром кружка Дембо и Дембского, помогавшего не только изданию журнала, но и его транспортировке в Россию, а также аресты, начавшиеся в России из-за розыска лиц, распространявших «Самоуправленіе». Благодаря последнему, многие из прикосновенных к партии лиц были арестованы, арестована была и изготовленная для партии типография, взятая при пересылке ее из Самары в Москву. Партия погибла и едва ли не единственным следом ее деятельности осталась только что приведенная программа и четыре номера «Самоуправленія»...
/А. И. Спиридовичъ. Революціонное движеніе въ Россіи въ періодъ имперіи. Партія Соціалистовъ-Революціонеровъ и ея предшественники. 1886-1916. Изд. 2-е. Петроградъ. 1918. С. 10-14./
ПАМЯТИ А. С. БЕЛОРУССОВА
В ночь на 13-ое сентября в Иркутске от припадка грудной жабы скончался Алексей Станиславович Белоруссов.
В Иркутск Алексей Станиславович выехал для выполнения особой выпавшей на его долю миссии – приветствовать от имени Российского Правительства делегацию братского нам народа – Чехо-словакии. Выполнение этой миссии явилось последней жертвой, принесенной им во имя горячо любимой России. Страдавший грудной жабой Алексей Станиславович в день своего отъезда из Омска в Иркутск чувствовал себя крайне плохо, он перенес ночью тяжелый припадок болезни; но и слышать не хотел советов отложить поездку, сознавая чрезвычайную важность возложенной на него задачи. – «За дорогу поправлюсь», - говорил он при отъезде. Но случилось иначе... Больной, обреченный судьбой на близкую смерть Алексей Станиславович с геройским самоотвержением выполнил долг гражданина-патриота оставаясь на посту до последних минут своей жизни. Так умирают верные своему долгу часовые.
Смерть Алексея Станиславовича теперь, когда особенно дороги для России честные независимые деятели, - незаменимая утрата. Он отдал всю свою жизнь на общее дело – создание великой свободной России. Не легка была его жизнь в молодые и средние годы: ссылка в Сибирь - сначала, а потом эмиграция заграницу. А последние годы. когда сильно пошатнувшееся здоровье требовало заслуженного отдыха, Алексей Станиславович обрекает себя на тяжкие испытания и также для блага России, для благо русского народа.
С невероятными трудностями, постоянной угрозы быть убитым большевиками, Алексей Станиславович вместе со своими соратниками по перу – сотрудниками «Русскихъ Вѣдомостей” пробирается через большевистский фронт в освобожденную чехо-словаками Самару, чтобы создать постоянный орган государственной мысли – «Отечественные Вѣдомости», но Самара вновь вскоре оказалась во власти большевиков и основание «Отечественных Вѣдомостей» пришлось продолжать в Уфе, а вскоре по обстоятельствам там военного времени перенести издание в Екатеринбург, где газета просуществовала с 20 ноября до последней эвакуации.
Не мне, ближайшему сотруднику «Отечественных Вѣдомостей» говорить о той роли, которую сыграла газета за время своего существования, но я не могу умолчать о той глубокой преданности делу возрождения России, о той самоотверженности с которой Алексей Станиславович выступал на защиту интересов государственности.
Помню, когда Алексей Станиславович, получил предложение занять пост председателя комиссии по созыву учредительного Собрания, разговаривал с нами, его ближайшими сотрудниками, по этому поводу и, выслушав указания на тот ущерб, который принесет газете его отъезд, а главное, видя не скрываемую нами тревогу относительно его здоровья, ответил: «Знаю, все знаю, но я не имею права отказываться. Слишком серьезен и ответственен момент, чтобы щадить себя»...
И Алексей Станиславович не щадил себя... Он уехал в Омск.
Это был поистине рыцарь без страха и упрека. С ним иногда можно было не соглашаться в тех или иных частных случаях, но нельзя было не уважать глубоко той искренности, которая являлась лейтмотивом во всех разнообразных проявлениях деятельности Алексея Станиславовича. Его необычайная терпимость к чужому мнению дышала глубоким благородством. Все это заставляло испытывать при совместной с Алексеем Станиславовичем работе чувство глубокого морального удовлетворения.
До последних дней своей жизни Алексей Станиславович не оставлял мысли о возобновлении издания «Отечественныхъ Вѣдомостей», он не хотел мириться с мыслью что газета умерла, не воскреснет. Но в то время, когда он бодро смотрел на будущее своей газеты и заражал этой бодростью и нас ближайших его сотрудников, его уже стерегла неумолимая смерть.
Умер Алексей Станиславович... Все существо мое охватывает какое-то безумно тяжелое чувство. Ведь две недели назад, когда я видел его перед отъездом в Иркутск тяжело больным, я допускал возможность его внезапной смерти? Но почему же теперь, когда смерть стала фактом, я не могу примириться с мыслью, что не увижу никогда этого дорогого для меня человека, не услышу его благородную речь, не поделюсь с ним со всей, вызываемой его благородным обликом, искренностью своими так часто такими мучительными переживаниями.
Этот невыносимый гнет утраты не дает мне возможности сказать о том, кем был для несчастной нашей отчизны гражданин патриот Алексей Станиславович Белоруссов. Но это сделают другие, это сделает история, ибо имя покойного неразрывно с нею связано.
В. Самсонов
/Нашъ Путь. Органъ славянскаго единенія. Омскъ. № 1. 15 (2) сентября 1919. С. 2./
*
ТЯЖЕЛАЯ УТРАТА
Телеграф принес нам скорбную весть о скоропостижной кончине А. С. Белоруссова-Белевского, председателя комиссии по выборам в Учредительное Собрание и крупного общественного деятеля.
Я знал покойного много лет как блестящего корреспондента «Русскихъ Вѣдомостей» из Парижа Лично с ним я познакомился в Уфе, куда он прибыл из Самары. В это время как раз шли заседания «Комуча» и конструировалась Директория. То и другое правительство, зная прекрасно широту и глубину политического миросозерцания покойного, его такт, ясность и трезвость мысли, а также большой общественный опыт, усиленно предлагали занять ему тот или иной видный пост в составе правительства. Но А. С. именно в силу этих данных, перечисленных выше, сразу угадал мертворожденность Директории и отказался.
Тогда же совместно с Б. В. Савинковым, Е. С. Синегубом, Г. А. Ряжским, В. У. Язвицким, А. А. Деренталем и др. он организовал Всероссийский Национальный Союз и выдвинул идею диктатуры. Одновременно с этим он создал газет «Отечественныя вѣдомости”, в которой как редактор издатель, а потом как редактор издатель (в Екатеринбурге), являясь ее идейным руководителем.
Здесь в Омске, оторвавшись от газетной работы, А. С. не мог оторваться от общественной и политической жизни и несмотря на тяжелый недуг (грудная жаба) принимал горячее участие в деле создания государственного совета, а в последнее дни помимо своей официальной работы в комиссии по выборам взял на себя поручение встретить и приветствовать от имени Российского Правительства, прибывшую в Сибирь чехо-словацкую миссию. Там в Иркутске, во время переговоров с этой миссией и застигла его смерть.
В лице покойного Российское Правительство, русское общество и славянство потеряли смелого, честного и стойкого борца за право и справедливость, потеряли неутомимого работника, деятельность которого так нужна была в наши смутные дни неустойчивости и колебаний.
Верус
/Нашъ Путь. Органъ славянскаго единенія. Омскъ. № 1. 15 (2) сентября 1919. С. 2./
Смерть А. С. Бѣлоруссова-Бѣлевскаго.
Въ Иркутскѣ въ ночь на 13 сентября скончался извѣстный журналистъ, редакторъ-издатель „Отечественныхъ Вѣдомостей“ Алексѣй Станиславовичъ Бѣлоруссовъ-Бѣлевскій.
Покойный послѣднее время состоялъ предсѣдателемъ комиссіи по выработкѣ положенія о выборахъ въ Учредительное Собраніе.
Похороны его приняты на государственный счетъ и состоятся въ Иркутскѣ 19 сентября въ кафедральномъ соборѣ. Россійское Правительство, какъ сообщаетъ «РТА», возлагаетъ на гробъ покойнаго вѣнокъ сь надписью: «Свѣтлой памяти гражданина-патріота».
/Сводка № 20 Освѣдомительнаго Отдѣла штаба Иркутскаго военного округа. За 16 сентября 1919 года. Иркутскъ. 1919. С. 2./
Къ смерти А. С. Бѣлоруссова-Бѣлевснаго
Въ кафедральномъ соборѣ въ Омскѣ епископомъ Сильвестромъ отслужена панихида по А. С. Бѣлоруссовѣ; присутствовали члены правительства во главѣ съ предсѣдателемъ совѣта министровъ.
Товарищъ предсѣдателя, члены и служащіе подготовительной комиссіи по выборамъ въ Учредительное Собраніе постановили собранную между собою на вѣнокъ своему предсѣдателю А. С. Бѣлоруссову сумму передать на нужды арміи, побѣды которой ведутъ страну черезъ національное Учредительное Собраніе къ возрожденію великой Россіи.
(РТА).
/Сводка № 24 Освѣдомительнаго Отдѣла штаба Иркутскаго военного округа. За 20 сентября 1919 года. Иркутскъ. 1919. С. 2./
Похороны А. С. Бѣлоруссова.
19 сентября въ Иркутскѣ опустили въ могилу на Іерусалимскомъ кладбищѣ тѣло А. С. Бѣлоруссова-Бѣлевскаго, извѣстнаго публициста, парижскаго корреспондента «Русскихъ Вѣдомостей», редактора „Отечественныхъ Вѣдомостей” и предсѣдателя комиссіи по выборамъ въ Учредительное Собраніе.
Отпѣваніе въ кафедральномъ соборѣ совершалъ епископъ Зосима. До отпѣванія была произнесена проповѣдь, посвященная общественному подвигу покойнаго.
На отпѣваніи и похоронахъ А. С. Бѣлоруссова присутствовали: управляющій губ. П. Д. Яковлевъ, представители общественныхъ и политическихъ организацій. члены городской думы, родные. знакомые покойнаго по прежнимъ ссылкамъ и др.
(Ин. бюро упр. губ.).
/Сводка № 24 Освѣдомительнаго Отдѣла штаба Иркутскаго военного округа. За 21 сентября 1919 года. Иркутскъ. 1919. С. 2./
ПОХОРОНЫ А. С. БЕЛОРУССОВА
19 сентября в Иркутске состоялось погребение скончавшегося 13 сентября председателя комиссии по выборам в Учредительное Собрание, известного публициста и общественного деятеля А. С. Белоруссова. Отпевание происходило в Кафедральном соборе; присутствовали, управляющий губернией Яковлев, представитель чехов доктор Благож, представители Всероссийского Национального Союза, политических партий и другие. На гроб возложены венки от Российского Правительства с надписью «Светлой памяти гражданина-патриота», Национального Союза, редакции газеты «Свободный Край», комитета партии народной свободы и много других. Произнесены речи, характеризующие деятельность покойного. Первым выступил с речью епископ Зосима.
/Нашъ Путь. Орган славянскаго единенія. Омскъ. 22 (9) сентября 1919. С. 2-3./
СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ БЕЛОРУСОВА-БЕЛЕВСКОГО
На днях скончался Алексей Станиславович Белоруссов-Белевский. Эта тяжелая потеря уже отмечена Сибирской печатью. Когда известие о его кончине достигнет Южной России, где в настоящее время находится много лиц, знавших А. С. близко, и Парижа, где покойный оставил немало друзей, деятельность его найдет себе достойную оценку.
Его деятельность па посту председателя Национального Союза и редактора «Отечественных Вѣдомостей» протекала на виду у всех, и теперь нет надобности о ней напоминать. Но необходимо отметить тяжелый период в жизни А. С., — испытание из которого он вышел победителем. Когда А. С. вернулся на родину и приехал в Москву, намереваясь остаток своих сил отдать служению обновляющейся родине, ему с первых же шагов пришлось убедиться в том, что на политическую арену выступили взамен исчезнувших, новые темные силы.
Со всех концов России стали приходить тяжелые вести о том, что разлагается армия, разлагается крестьянство, что на очередь поставлен вопрос не только о разрушении старого политического режима, но о разрушении самих основ русского быта и русской культуры.
Начавшаяся после февральской революции последовательная и неуклонная Германизация России, усилилась при Керенском, и русская интеллигенция под натиском этих темных сил сдала свои позиции, и самое ценное достояние свое, — великую русскую культуру, — оставила без защиты.
Всем, кто знаком с политической жизнью столиц того времени, известно, как трудно было в то время провозгласить национальный лозунг, и что человек, осмелившийся это сделать, был бы забросан грязью, независимо от его прошлой деятельности.
Тем более ценным является то, что А. С. Белоруссов нашел в себе силы провозгласить в разрез с господствовавшими настроениями лозунг национального строительства, и замену старого хлама социалистических идей — идеями национальными.
Статьи А. С. Белоруссова в «Русских Вѣдомостях» резко отличаются от общего тона этой газеты и, к стыду своему, редакционный коллектив «Русских Вѣдомостей» не нашел возможным оказать поддержку начинаниям А. С. Белоруссова.
Несмотря на это А. С. удалось найти отклик.
Среди Московской университетской молодежи возникла группа национал-демократов, кружок лиц, не связанных традициями прошлого и не поддавшихся натиску политических спекулянтов.
А. С. Белоруссов оказывал огромную моральную поддержку этому кружку, и его присутствие на собраниях национал-демократов давало членам этой группы непоколебимую уверенность в конечном торжестве национальных идеалов.
В настоящий момент, наступление которого предвидел А. С., в период решительной и последней борьбы с большевизмом, мужественная стойкость А. С. Белоруссова должна служить примером для всех нас, и его политическая честность должна быть образцом для всех деятелей возрождающейся Великой России.
Н. Григорьев
/Великая Россія. Томск. № 3. 3 октября 1919. С. 2./
Brak komentarzy:
Prześlij komentarz